Стоимость проезда опять хотят повысить, автономный троллейбус не прижился, а в маршрутки не сесть. В Ульяновске с прошлого века всё не могут решить проблему городского общественного транспорта.

Дорого ехать
Есть такая примета: как только городские маршрутки начинают плохо работать — жди повышения стоимости за проезд. Вот и на прошлой неделе появились слухи о грядущем возможном повышении цен в маршрутках и чуть бы не с 1 января. Получается. раз в трамваях теперь проезд 17 рублей, то чем маршрутные такси хуже. И якобы проезд из Нового города до центра будет стоить 25 рублей, до Дальнего Засвияжья — все 30, по Заволжью — 18. Многие ульяновцы в шоке. Если такое повышение произойдет — жди социального взрыва.
Но у нас ведь дыма без огня не бывает! За разъяснением мы обратились к начальнику городского Управления дорожным хозяйством и транспортом Игорю Бычкову. Чиновник ответил, что сначала надо подписать соглашение с перевозчиками, после заручиться поддержкой городской власти. О конкретных цифрах речь и вовсе не шла. В городской администрации пояснили, что, если повышение и будет, то максимум на 2 рубля. К тому же у самих перевозчиков на сей счет неоднозначное мнение.
— Нам это повышение как мертвому припарки, дорогими просто станут путевки, — сказал нам один из водителей заволжской маршрутки. — Деньги пойдут в карман владельцам маршрутов.

Всё решить не могут
Проблема общественного транспорта в городе не решается аж, страшно сказать, с конца 90-х годов прошлого столетия. В конце нулевых тогдашняя мэрия привлекла для решения непростой задачи московский автодорожный институт. Как водится, хорошо заплатили. Были разработаны рекомендации, как перестроить схемы движения общественного городского транспорта.
В 2015 году при Марине Беспаловой была утверждена целая стратегия развития Ульяновска до 2030 года. Документ обсуждали, как говорится, всем миром, в том числе говорили о транспортных бедах. Но воз и ныне там.
Теперь городская власть хочет привлечь к этому делу белорусов, мол, что они могут предложить.
А тем временем все местные социальные сети обсуждают отвратительную работу маршруток и автобусов в городе. Последние, если и ездят, то почему-то до 6-7 часов вечера. А маршрутки — битком забитые, особенно в заволжском направлении.
В этом на прошлой неделе лично убедился глава Заволжского района Наиль Юмакулов, который проехал на общественном транспорте и поговорил с пассажирами.
— Люди едут чуть бы не на одной ноге, — говорит чиновник. — Будем строго говорить с частными перевозчиками. Так дальше нельзя.
Губернатор Сергей Морозов на аппаратном совещании в городской администрации отчитал главного транспортника Игоря Бычкова и сити-менеджера Алексея Гаева за проблему, связанную с общественным транспортом, и потребовал решить ее, чтобы люди не мерзли на остановках в ожидании.

Где автономный троллейбус?
Как вариант проблему можно решить приобретением новых больших автобусов и троллейбусов, как это сделали наши соседи.
Год назад в Ульяновске прошла большая пиар-акция по суперавтономному троллейбусу. Первые лица области и города даже ездили тогда на этом чудо-транспорте. Он должен был ходить из Заволжья в центр. Но…
— Этот троллейбус не прошел испытание, и «автономную часть» вернули белорусам, — сказал «Молодёжке» главный инженер МУП «Ульяновскэлектротранс» Сергей Лебедев. — Было от силы пять поездок. Подпортил испытания и обвал грузовой «восьмерки». Троллейбусу не хватило зарядки, чтобы перевезти людей с одного берега на другой. Теперь это обычный троллейбус со штангами.
Да и дорогое это удовольствие — примерно 14 млн рублей плюс дополнительный аккумулятор.

Обновят за пять лет
С осени этого года началась пятилетняя программа обновления подвижного состава пассажирского транспорта. Ожидается, что «ГАЗелей» станет меньше (с 850 до 180 единиц). Высвободившийся транспорт будет работать в пригородной зоне.
Но это мы уже проходили. Когда несколько лет назад начали избавляться от «ГАЗелей», проблема только обострилась. Ушлые водители под разными предлогами перестали выходить на линии в часы пик во время пробок и рейдов ГИБДД.
Да и рынок диктует свои законы. Как ни странно, но выигрывать стал тот, кто не заботился о комфорте в салоне, переставлял кресла, сокращая их число. Поэтому нужна сильная конкуренция и возможность выбора по цене, комфорту и скорости передвижения.
— Периодически к коллапсу и срыву графика приводят погодные условия и ДТП на Императорском мосту, поломка машин, — говорит Игорь Бычков. — Готовится проект, который требует от администрации и перевозчиков следить за сроком эксплуатации транспортного средства. Предусматривается в течение 5 лет обновить маршрутки, на эти цели запланировано свыше миллиарда рублей, а также восстановить спутниковую навигацию с информированием населения о времени прибытия маршрутного такси. Обновление маршрутного транспорта будет проводиться за счет средств владельцев маршрутов.
Арсений КОРОЛЕВ