В погоне за прибылью ульяновский трамвай уходит, кажется, все дальше от пассажиров, начав подбирать их не там, где они есть, а под фонарем.
Из раза в раз подтверждается странная ульяновская закономерность: любые изменения в чем бы то ни было только ухудшают положение дел и ведут к деградации. Особенно изменения в кадровых вопросах. Несколько месяцев назад директор «Ульяновскэлектротранса» Борис Боровой ушел с этой должности, а пришел на нее другой человек, после чего и началась та самая деградация. Недавно было принято решение, что на целом ряде остановок трамваи останавливаться не будут. Даже на остановке «Проспект Гая, 100», куда масса людей едет на оптовую базу за продуктами подешевле. Но руководство «Электротранса» решило, что здесь; как и во многих других местах, транспорт будет останавливаться только по требованию. Голосовать, в общем, надо. Кто не в курсе этого нововведения, будут, видимо, катить мимо своих остановок, а стоящие на остановках – на них и оставаться.

До этого, где-то в октябре, был отменен трамвай 18-го маршрута, следовавший от Дамбы до вещевого рынка, и теперь ульяновцы подолгу не могут с рынка уехать, поскольку «Газели» идут забитые. Чем трамвайщики руководствовались, отменяя маршрут, они не очень-то объясняли. Между тем на территории рынка в последнее время построены и открылись несколько крупных магазинов, покупателям которых попадать в них стало также сложнее. Думаю, поводом к разным манипуляциям с трамваями, их остановками и маршрутами является либо их «эффективность», либо «неэффективность». То есть недостаток прибыли.

Под этим соусом с маршрутами химичат уже давно, подлавливая пассажиров, как в капкан, и вытряхивая из них деньги. Летом, если вы едете на трамвае в сады за парком Победы, вы до них не доедете. Доехав, скажем, на 4-м трамвае до парка, вам придется выйти, пересаживаться на садовый и ехать остановки две-три уже на нем. В итоге вместо 14 рублей летом выкладывали 28 в один конец. И такие капканы – почти на всех городских трамвайных маршрутах. Поедете на той же «четверке» в Киндяковку, до фабрики «Русь» тоже не доедете – придется пересаживаться на 6-й трамвай и те две остановки до «Руси» ехать на нем. В результате выложите не 17 рублей, а 34. Хотя чего, казалось бы, проще, чем продлить четвертый маршрут до кондитерской фабрики «Волжанка» – всего-то остановок пять, – и не мучить пассажиров, и не обирать их.

Тот же 18-й маршрут не заканчивать на Дамбе, а продлить до парка Победы, если по одной ветке, или до Северного трампарка, если по другой, и перевозить не только тех, кто едет на вещевой рынок и с него, а и тех, кто передвигается по городу. Да и на рынок пассажиров будет больше, ведь Дамба – это пустырь, рядом с которым почти нет жилых домов, и зачем людям, чтобы уехать на вещевой рынок, тащиться сначала на пустырь под названием «Дамба», а потом ехать за Свиягу. Они могли бы садиться в 18-й трамвай на своих остановках, если бы этот трамвай ходил по-людски: до парка Победы или до Северного трампарка. Но его свернули на пути «оптимизации».

Когда трамвай в Ульяновске пытались ликвидировать, «СК» вместе с другими защитниками отстаивал его как наиболее удобный и доступный вид общественного транспорта. А общественный транспорт – это не личная контора директора, существующая ради его ли, чьих-то ли еще доходов. Это транспорт для людей, главной целью которого является не извлечение прибыли, а перевозка пассажиров. Перевозка туда, куда им надо уехать, – в сады, на вещевой рынок, на оптовую базу, на вокзал. И перевозка не всегда набитыми вагонами, а стольких, сколько едет. Даже если едут трое, твоя задача одна – довезти их до пункта назначения. Так работает общественный транспорт. Так он работает даже в Европе, где пассажиров вообще не бывает как кильки в бочке, но никого там это не смущает. В столице Эстонии, Таллине, электротранспорт лет десять уже бесплатный и функционирует как часы. Почему у нас-то принимаются такие глупые решения, как отмена этого 18-го трамвая или остановок на других маршрутах? Потому, вероятно, что в отрасли нет профессионалов. Особенно в ее руководстве, и приходят туда только с одной задачей – «оптимизировать» расходы, обеспечить солидную зарплату себе, порубив все, что этому мешает. А мешает этому статус трамвая как транспорта общественного. Вот его и рубят.

Сергей ПОЛЕНОВ