В преддверии новогодних праздников люди устремились в магазины за продуктами к столу и подарками. Ажиотажем готовы воспользоваться нечестные продавцы, стремящиеся сбыть залежалый товар или же обмануть покупателя. Как не попасться на удочку, выяснял “СК” с помощью специалистов.

Не верь глазам своим
По статистике, один из самых распространенных видов нарушений в продуктовых магазинах – реализация просроченных продуктов. В праздничные и особенно послепраздничные дни эта проблема становится актуальной вдвойне, ведь магазины в погоне за выручкой и богатым ассортиментом затариваются продуктами по полной, но продать удается не все.

Известно, что продавцы любят выставлять залежалый товар на край витрин, ближе всего к покупателям, чтобы сбыть его в первую очередь. Поэтому всегда есть смысл протянуть руку подальше, чтобы взять более свежий продукт. Обращайте внимание и на цены – нередко оживить продажу продукта, не пользующегося спросом, магазины стремятся с помощью акций по снижению стоимости товаров. Молочные продукты проверяйте на целостность упаковки – вздувшиеся баночки и пакеты работники магазинов научились незаметно прокалывать иголкой. Расфасованные товары осматривайте на наличие двойных штрих-кодов – наклеивая новый ценник поверх старого, продавцы часто “продлевают” срок годности продукта.

В Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области участились жалобы на еще одну уловку продавцов , когда цена покупки отличается от той, что была указывается на ценнике. “Если устанавливается несоответствие стоимости товара, потребителю необходимо обратиться к руководителю (или иному должностному лицу) магазина с требованием продажи товара по цене, заявленной в ценнике, либо отказаться от приобретения товара с возвратом уже уплаченных за товар денег”, – прокомментировали в ведомстве. Обман может быть и завуалированным, основанным на невнимательности потребителя. Один из наших читателей рассказал свою историю. В одном из супермаркетов он приобрел пачку сливочного масла по акционной цене 69,99 рубля, однако на кассе с него взяли 119 рублей. В ответ на возмущение покупателя администратор магазина объяснила: масло по сниженной цене – жирностью 72,5 процента, а купленное – 82,5 процента. Пачка на картинке в рекламном буклете – такая же, но – не поспоришь.

Дорогие подарки
Продавцы промтоваров – не меньшие ловкачи. Бесконечные распродажи преследуют единственную цель – завлечь посетителей и навязать как можно больше покупок. Акции по “грандиозному снижению цен” никого не должны вводить в заблуждение, потому что до этого магазины, как правило, их искусственно завышают. Бонусы в виде “вторая вещь в чеке – в подарок” или “вторая вещь со скидкой” тоже часто оборачиваются разочарованием, ведь, как оказывается, вещь должна быть значительно дешевле первой, уже включена в ее стоимость, или же в дар предлагается строго определенные безделушки.

“Беспроцентная рассрочка” – еще один распространенный способ завлечь потребителя. Как показывает практика, большинству людей в ней отказывают, но выясняется это лишь после того, как выбор сделан и человек уже психологически готов к покупке. Если денег нет, на помощь придут банки, готовые предоставить кредит прямо в магазине.

В магазине бытовой техники вам с высокой долей вероятности попытаются навязать страхование товара или гарантийный сертификат – естественно, за дополнительную плату. Это еще один вид “развода на бабки”. Гарантия предоставляется производителем на срок от одного года, и этого времени вполне достаточно для того, чтобы выявился заводской брак.

При совершении покупок маркетологи советуют помнить одну простую истину — магазин никогда не будет работать себе в убыток. Любое снижение цены должно быть оправдано с точки зрения реального бизнеса. Возможно, распродажа реальна при ликвидации торговой точки или организации. Проблема в том, что продавцы объявляют мнимую ликвидацию.

Как отмечают в Роспотребнадзоре, никакие акции, скидки и распродажи не могут отменить действующее законодательство в сфере защиты прав потребителей. Следовательно, если права потребителя будут нарушены, он сможет их защитить сам или обратившись в специализированные организации.

Сертификат с возвратом
Все большей популярностью у покупателей пользуются подарочные сертификаты. Вещь действительно удобная – не нужно ломать голову, что подарить на праздник, боясь не угодить, а можно предоставить право выбора самому виновнику торжества. Но можно ли обналичить сертификат, если нужная вещь в магазине не нашлась, и каким законам подчиняется этот «документ»? На эти вопросы на днях пришлось отвечать Верховному суду РФ.

Поводом к рассмотрению вопроса в ВС послужила история жителя Белгорода. В свое время он приобрел два подарочных сертификата в одном из местных магазинов, а когда спустя несколько дней захотел приобрести по ним товар, получил отказ. Сертификаты своего же магазина продавец принимать отказалась, потребовав, чтобы покупку оплатили наличными. На его жалобу торговая точка не отреагировала. Дело в итоге дошло до суда, в котором истец потребовал вернуть ему деньги за сертификаты, компенсировать моральный вред и наложить штраф хозяйке магазина за нежелание добровольно вернуть ему деньги за красивые бумажки.

Мировой и районные суды встали на сторону покупателя, но предприниматель обжаловал решения в облсуде, который уже признал правоту владельца торговой точки. Разрешать спор пришлось коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, которая указала на то, что, согласно 492-й статьи Гражданского кодекса РФ, по договору розничной купли-продажи продавец обязуется передать покупателю товар нормального качества для личного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью. К отношениям по такому договору, если они не урегулированы Гражданским кодексом, применяется Закон “О защите прав потребителей”.

Клиент, приобретая подарочный сертификат, вносит аванс будущей оплаты товара. Если человеку при покупке сразу не дали информацию об услугах или товаре, он может потребовать возмещения убытков. То есть если человеку, продавая подарочный сертификат, сразу на месте не сказали, что красивый сертификат на самом деле липовый и в будущем его в магазине не примут в качестве оплаты, то гражданин должен потребовать назад все деньги, которые он за него заплатил, и расходы на суд вместе с моральным ущербом. А если так случилось, что договор есть, то есть за сертификаты он уже заплатил, то у гражданина есть право в “разумный срок” от такого неприятного договора отказаться и потребовать возврат потраченной суммы плюс возмещение других возможных убытков.

Исходя из этого, ВС потребовал от магазина вернуть гражданину все потраченные на сертификаты деньги, компенсировать судебные расходы вкупе с моральным ущербом, да еще заплатить штраф в размере 50 процентов от суммы покупки за то, что добровольно не исполнил своих обязательств.

Дмитрий Минаев