Юрий Кашинский
После получения «Единой Россией» квалифицированного большинства в Госдуме с депутатами, по неофициальным данным, начались негласные беседы, в которых их призывают готовиться к кардинальным законодательным изменениям.

По мнению наблюдателей, речь может идти о двух вещах. Первая: перенос выборов президента России на год – с весны 2018-го на весну 2017-го. Вторая: фундаментальное изменение Конституции. И если президентские выборы – это дело всего лишь процедуры, хоть дело и весьма существенное, то с Конституцией история немного другая. Основной закон, в условиях, когда другие законы находятся практически в непрерывной переработке и подгонке к сиюминутным нуждам власть имущих и потому по определению не могут способствовать стабильности государства, именно Конституция и именно потому, что за 23 года существования она менялась мало, эту стабильность в какой-то степени обеспечивает.

Но в последние годы у представителей власти к статьям Конституции появилось много вопросов. А точнее, у Конституции появилось много вопросов к действиям чиновников, поскольку эти действия на каждом шагу стали противоречить нормам Основного закона. Примеров тому – не счесть. Начиная с самых первых статей. Так, статья 2 Конституции гласит, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Не надо быть правоведом, чтобы понимать, что человек у нас не только не является высшей ценностью, но и никакой ценностью вообще. Статья 7 провозглашает, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Политика, однако, направлена на что угодно, только не на это – на Крым, на Донбасс, на Сирию и проч.

Статья 12 гарантирует самостоятельность местного самоуправления. На деле оно подмято со всех сторон – и со стороны регионов, и со стороны федерального центра, в частности, федеральных министров, считающих допустимым рассуждать об изъятии или неизъятии муниципальной собственности, что попутно попирает статью 8 Конституции, декларирующую защиту собственности, в том числе муниципальной. Статья 14 извещает, что Россия – светское государство. Но это опровергается навязыванием религии в школах, вузах и даже госучреждениях, в которых кабинеты украшаются зачастую религиозной атрибутикой, а провозглашенное статьей 28 право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой может караться по закону об оскорблении чувств верующих. Статья 23 гласит, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров и почтовых отправлений, но это право перечеркивается «законом Яровой» о всеобщей слежке за интернетом, мобильной связью и электронной перепиской.

Статья 29 гарантирует каждому свободу мысли и слова, а в своем пункте 3 заявляет, что «никто не может быть принужден к выражению своих мыслей и убеждений или отказу от них». Если твои мысли и слова не по нраву властям предержащим, тебя будут теми или другими методами принуждать, как минимум, свои мысли и слова не высказывать, а если выскажешь, то могут и покарать, как блоггера Антона Носика за слова о ситуации в Сирии (оштрафован на 500 тысяч рублей). Статья 31 гарантирует, что «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия или пикетирование». За любое из этих действий в реальности можно поплатиться или рублем, или свободой. Платная медицина в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения противоречит статье 41 Основного закона. И так далее.

Ну, а поскольку у нас властвует частный интерес чиновника, но не закон, как следовало бы в такой стране, как Россия, с ее многочисленным населением, большим количеством наций, народностей и религий, делающим труднодостижимым единство человеческих мнений в чем-либо, то разрешать противоречия между Конституцией и частными интересами намерены, вероятно, принесением в жертву слабейшего, то есть Конституции. Но даже, имея в Госдуме две третьих мест, не все в Основном законе можно изменить. В формате Федерального Собрания возможно изменение глав, посвященных федеративному устройству России, ее органам власти и правосудия, местного самоуправления. Для глав же, регламентирующих основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина и порядок пересмотра самой Конституции, ее разработчики предусмотрели двойную защиту.

Для изменения этих глав необходимо, чтобы такую инициативу поддержали три пятых от числа депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. После чего созывается Конституционное Собрание и рассматривает предложения о пересмотре и либо принимает решение о неизменности Конституции, либо, в противном случае, разрабатывает проект новой, который принимается двумя третями от общего числа его членов. Или же проект выносится на всенародный референдум и считается принятым, если за него проголосовало больше 50 процентов избирателей при условии, что в голосовании приняло участие больше 50 процентов от общего числа граждан, имеющих право голоса.

Однако закона о Конституционном Собрании в природе нет, а без него невозможно Собрание созвать, поскольку неизвестно, как это делать и из кого выбирать делегатов в его состав, и депутатов Госдумы в частных беседах могут готовить для начала к принятию этого закона. Либо на защищенные главы нынешней Конституции покушаться не хотят (процесс этот, как видим, крайне муторный), а ограничатся, к примеру, теми частями Основного закона, перекроить которые можно уже сейчас, причем быстро. Скажем, укрупнить регионы либо упразднить республики, либо упразднить их через укрупнение. Или перераспределить полномочия между уровнями власти, введя какой-то новый пост. Вариантов тут много, и степень кардинальности того, который будет выбран, зависит от состояния в экономике. Чем оно будет хуже, тем выше будет потребность в отвлечении внимания населения от текущих проблем и тем кардинальней будет вариант конституционной реформы. Плохо, конечно, что все эти приготовления по документу, в 3-ей статье которого говорится, что единственным носителем суверенитета и источником власти в России является ее многонациональный народ, ведутся в тайне как раз от народа. Так и заиграться можно.