Артур Таниев
Когда рушатся миры, судьба одного здания, наверное, уже мало кому интересна, но здание это, на мой взгляд, замечательно как своей простотой, так и изяществом. Несмотря на то, что было когда-то всего лишь мастерскими симбирского изобретателя и промышленника.
Это дом владельца чугунно-литейного завода, почетного гражданина Симбирска Николая Голубкова. Стоит он на углу переулка Комсомольского и улицы Энгельса, напротив здания Ульяновскстата. Построен во второй половине XIX века. Мимо него проходят практически все, кто идет на Центральный рынок. Но, скорее всего, не обращают внимания: здание темно-желтого цвета, почерневшие оконные рамы, некоторые – без стекол, а часть окон – и без рам, зияют пустыми глазницами. И так уже много лет. Однако чуть присмотришься, и даже не специалист заметит, что здание очень элегантное и стройное. Несмотря на возраст, оно нигде не покосилось и не осело. Между кирпичами – снаружи, по крайней мере – не видно никаких трещин, хоть сегодняшние владельцы и говорят о какой-то стяжке стен, которую хотят выполнить, когда дело дойдет до реставрации дома.
Я тоже часто мимо него хожу, и мне почему-то кажется, что никакой реставрации в нем делать никто не собирается, иначе зачем бы к дому так варварски относиться. Через его пустые окна внутрь из года в год попадают и дождь, и снег, которые только ускоряют разрушение. И если бы здание не было изначально так добротно сделано, оно, вероятно, давно бы уже развалилось. Но оно, как назло, стоит. После революции в нем, как писали СМИ, были коммунальные квартиры, потом – госучреждение, после которого каким-то образом дом попал в частные руки и оказался заброшенным.
Но подобные объекты в центре города просто так заброшенными не бывают, поскольку слишком дорога здесь земля. И дом Николая Голубкова «заброшен», вероятно, не случайно, а даже как-то демонстративно. Не сложно, скажем, закрыть те же окна до их замены хотя бы целлофановой пленкой, которая убережет внутренние помещения здания от попадания влаги. Если бы домом дорожили, так бы давно и сделали. Владельцы, возможно, хотят, чтобы он пришел в полную негодность, после чего его снесут и построят на площадке новое сооружение. Офисное ли, торговое ли. И, в общем, надежды, высказанные однажды в «СК», что дом отреставрируют и местные краеведы могут быть за его судьбу спокойны еще несколько десятков лет, чем дальше, тем больше выглядят наивными. Хозяину дома Голубкова он в нынешнем виде не нужен. А дом действительно хороший. И оригинальный. Сейчас так не строят.