Необычного ихтиозавра нашел в Сенгилеевском районе ульяновский палеонтолог, заведующий сектором «Палеонтологическая галерея» Ульяновского областного краеведческого музея Илья Стеньшин. У древнего рыбообразного ящера имелось четыре ноздри. Зачем ему столько – еще предстоит понять.

Окаменевший череп ихтиозавра с четырьмя ноздрями Илья нашел на территории Сенгилеевского государственного палеонтологического заказника еще в 2011 году:
– Тогда уровень Куйбышевского водохранилища был уже весной критически низким, о новых находках в отсутствие свежих оползней и волновой эрозии не было и речи. Однако и в такие годы случаются находки, что и произошло. Этот череп был заключен в карбонатную конкрецию (окаменевшую глину. – Ред.). Возможно даже, что он уже попадался на глаза палеонтологам, но лежал кверху не той стороной, которая могла заинтересовать. А когда я поднял эту конкрецию, то сразу стало понятно, что держу череп ихтиозавра, поскольку значительная его часть находилась вне вмещающей породы.

Поскольку с недавнего времени музей располагает собственной палеонтологической лабораторией, Илья смог отпрепарировать находку – очистить ее от окаменевшей глины, насколько возможно. Три месяца ушло на то, чтобы аккуратно снять глину, которая практически срослась с костями – порой даже невозможно было определить, где грань между ними. И если от аммонитов (окаменелых древних моллюсков. – Ред.) такая порода отделяется довольно легко, то в случае с черепом ихтиозавра, бывало, откалывались и фрагменты костей. Более-менее освободить от породы удалось одну сторону черепа. Можно было бы убрать окаменевшую глину и с другой стороны, но стало ясно, что конкреция цементирует, связывает кости черепа, который был сильно сдавлен горными породами. Без вмещающей породы они могли бы рассыпаться. Поэтому с противоположной стороны черепа остались и порода, и маленький аммонит, которым мог бы питаться этот ихтиозавр.

Удивительный признак – четыре ноздри – большая редкость в палеонтологическом мире, но это не единственная и не первая подобная находка. Ульяновский экспонат уже предварительно изучили коллеги Стеньшина – бельгиец Валентин Фишер и Максим Архангельский из Саратова. Они отметили, что он близок муисказавру (Muiscasaurus). Кости этого древнего морского ящера нашли в Южной Америке, в барремско-аптских отложениях Колумбии. Он был крупнее нашего ихтиозавра (найденный череп принадлежал особи не длиннее полутора метров), вырастал до пяти метров в длину, но у него тоже по две пары ноздрей с каждой стороны черепа. Еще одного ихтиозавра с таким же уникальным признаком нашел в 1986 году Владимир Ефимов. Этот череп, кстати, очень крупный, находится в постоянной экспозиции палеонтологической экспозиции Краеведческого музея. Ихтиозавра назвали в честь учителя географии школы №31 Сергея Бирюкова – «Симбирский ящер Бирюкова», бытует и другое его наименование – симбирскиазавр. Этот экспонат и колумбийский более молодые, чем череп, найденный Стеньшиным, который датируется аптским временем, – ему около 120 миллионов лет. Аптское море, находившееся на территориях современной Ульяновской и соседних областей, было неглубоким, теплым и богатым на пищу. Останки рыб того времени, собратьями которых питались их современники-ихтиозавры, тоже выставлены в экспозиции палеонтологической галереи. К слову, при небольших размерах черепа в пасти сохранились ряды весьма мощных зубов.

Для чего ему нужно .было четыре ноздри – ученые смогут сказать после детального изучения и описания находки. Предположительно, одной парой ноздрей ихтиозавр дышал воздухом, поднимаясь на поверхность моря. Вторая пара ноздрей, возможно, служила для протока воды по полостям головы ихтиозавра. Через них он мог выпускать воду. Вероятно, дополнительная пара ноздрей помогала ящеру чувствовать запахи в воде и более успешно охотиться. Ученые заключили, что это новый признак, эволюционный скачок, который появился на закате существования ящеров и открыл для них новые возможности. Для точного понимания их функции нужен череп хорошей сохранности – тогда ученые создадут его 3D-модель и поймут, как циркулировала вода. Определенно известно, что потомков ихтиозавров на Земле не осталось – все они вымерли миллионы лет назад. Предполагают, что у некоторых палеозавров тоже могло быть по четыре ноздри.

В музее планируется обновление экспозиции, и новый экспонат обязательно появится в одной из витрин.

Анна ШКОЛЬНАЯ