Ульяновский драмтеатр впервые устраивает продолжительный театральный праздник в честь юбилея. С 22 по 29 января, вплоть до дня 60-летия Фариды Каримовой – 30 января, – зрители увидят пять спектаклей с ее участием. Правда, кажется, пяти спектаклей недостаточно, ведь в каждой роли и с каждым новым режиссером в актрисе раскрывается что-то неизведанное.
О театре не мечтала
Актриса шутит, что росла в таком глухом районе Татарстана, в котором актрисами никто не становился. И вдруг одна из девочек-старшеклассниц поехала в Москву, выучилась на актрису и появилась «в телевизоре». После этого подруга Фариды засобиралась на сцену, а Каримова решила составить ей компанию. После восьмого класса девушки сдали экзамены в Казанское театральное училище, но не поступили. Там Фарида услышала о себе мнение педагогов: «Вы -травести, вам надо в ТЮЗе играть». Вернулись подруги домой, окончили школу, а к тому времени кто-то подарил Фариде книгу о Ленинградском ТЮЗе Зиновия Корогодского, и она влюбилась в театр. Эта книга, по ее собственному признанию, стала для нее чем-то вроде настольной Библии. Естественно, после школы девочка поехала в Ленинград и на этот раз поступила в Ленинградский театральный институт на курс Корогодского. Однако жизненные обстоятельства сложились таким образом, что после первого курса она перевелась в Казанское театральное училище. Этот перевод оказался судьбоносным: в Казани Фарида встретила своего будущего мужа, которого театралы отлично знают, – актера Михаила Петрова.
К1981 году Петров и Каримова оказались в Ленинграде, о котором Фарида говорит, что это – город ее мечты: «Наверное, в следующей жизни я рожусь в Питере!». Но театральный режиссер Игорь Перепел-кин уговорил молодую пару попробовать свои силы на ульяновской сцене.
Семья
– Когда мы приехали в Ульяновск, я не думала, что это надолго, – рассказывает Каримова, для которой наш театр стал первым и единственным в жизни. – Но потом мы увидели, какой это театр – таких мало. Это настоящая семья, где тебя любят и всегда помогут. Я видела, как в других театрах враждуют актрисы. Не говорю, что где-то стекло в ботинки подбрасывают, но это стремление иметь все лучше, чем у других – чтобы платье было самое красивое, чтобы брошка блестела ярче. У нас все по-другому, очень по-доброму, и мы здесь прижились.
Как у почти всех театральных пар, дочь Петрова и Каримовой – Александра – практически выросла в театре. Ходят легенды о том, что она жила в чемодане. А Фарида сетует, что в семейном альбоме нет фотографий, на которых маленькая Саша была бы с мамой или с папой. В кадрах с ней то костюмер, то парикмахер – тот, кто рядом был, пока мама с папой на сцене. А директор драмтеатра Наталья Никонорова помнит, как Михаил и Фарида бежали в первую школу на выпускной вечер к дочери, понимая, что даже не знают, в каком классе она училась – в «А» или в «Б».
– Теперь моя дочь воплощает в театре Набережных Челнов те мечты, которые мне не удалось воплотить в Ульяновске, – рассказывает актриса. – Мне-то казалось, что я красивая длинноногая блондинка и буду играть героинь вроде Джульетты, а я – темненькая, маленькая, с татарским лицом.
От Дядя Федора до Кормилицы
Актриса с необычной внешностью в Ульяновске начала с ролей девочек, девушек, мальчиков (например, героиня Астрид Линдгрен Пеппи Дпинныйчулок и герой рассказов Эдуарда Успенского Дядя Федор). Постепенно росло количество ролей, которые раскрыли и продолжают раскрывать многогранный дар Фариды Каримовой. Перед нами то блестящая клоунесса, то невероятно трогательная хрупкая женщина, то подлинно трагическая личность. Не случайно годы спустя после того, как спектакль «Монархи» по трилогии Алексея Толстого исчез из репертуара, партнер Каримовой по сцене Владимир Кустарников уговорил нынешнего художественного руководителя театра Сергея Морозова восстановить одну его часть – «Царь Федор Иоаннович», в котором режиссер оригинальной постановки Юрий Копылов придумал роль специально для Каримовой. Она – словно душа главного героя этой пьесы, Федора Блаженного: в ее пронзительном взгляде сквозит то ли подлинное безумие, то ли, наоборот, ясное понимание неизбежности трагедии. Спектакль «Царь Федор Иоаннович» публика увидит 25 января.
– Мне везет с режиссерами, – считает актриса. – Каждый режиссер – это новая страна, новая планета. Каждый раз стараешься понять, что это такое. Я люблю это ощущение, когда тебе открывают новую тебя. Бывает, ты и не подозреваешь, какие в тебе есть ресурсы. Особенно когда тебе за 50, и вдруг в тебе что-то открывают – это неожиданно и приятно. Своих героинь я очень люблю – они же выстраданные. Хочется, чтобы и режиссер получил то, что предлагает, и свое внести.
Режиссер Искандер Сакаев открыл в ней необычную Кормилицу Джульетты – эксцентричную, способную с легкостью юной девушки взлетать на двухметровую высоту и откликаться на порывы девичьего сердца, а в нужный момент проявить житейскую мудрость и предостеречь воспитанницу. А режиссер Анатолий Морозов после премьеры «Безымянной звезды» сказал Каримовой: «Вы настолько индивидуальны, что, когда вы начали репетировать, я понял, что это будет совсем не то, что я представлял себе, но к концу репетиций вы меня убедили». Ее Мадемуазель Куку, казалось бы, ярую ревнительницу порядков, но в душе – такую же мечтательницу, как и ее ученицы, можно увидеть 22 января в «Безымянной звезде».
Дуэт
Поклонников жанра комедии театр приглашает 28 января на хит сезона «Тетки в законе». Их ждет встреча с Каримовой в роли трепетной, чувствительной, но отнюдь не наивной Розалии Карловны, проявляющей незаурядную изобретательность. А 29 января в спектакле «Калека с острова Инишмаан» она предстанет в образе чудаковатой Мамаши Джонни Патинмайка. В дуэте с Кустарниковым она буквально искрит во множестве уморительных и трогательных эпизодов.
Ни одну из этих ролей не назовешь главной в спектакле, но для Фариды Каримовой они по-настоящему главные и достойные полной самоотдачи, а потому ни одна из них не проходит незамеченной, и публика неизменно оказывается втянутой в тот маленький спектакль, который разыгрывает актриса внутри спектакля. Это свойство, эту любовь к профессии не раз оценили ее коллеги по труппе: Фарида несколько раз становилась лауреатом театральной премии «Лицедей», причем в 2015 году – в номинации «Лучшая актриса». Лауреат определяется самими артистами – тайным голосованием.