То, о чем «СК» писал четыре последних года, подтверждено, наконец, на высшем правительственном уровне: перевод расхода холодной и горячей воды на ОДН из раздела «коммунальные услуги» в раздел «содержание жилого помещения» для абсолютного большинства домов Ульяновска означает упразднение этого платежа в принципе.

Переходу на новую схему оплаты ресурсов на ОДН, видимо, упорно сопротивлялись заинтересованные лица и структуры, и этот переход, анонсированный еще пару лет назад, несколько раз откладывался – с января на апрель 2016 года, затем с апреля на июль 2016 года, потом на январь 2017-го. С 1 января он вступил в действие, и премьер правительства России Дмитрий Медведев издал посвященное этому постановление. Его номер 1498 от 26 декабря 2016 года. Постановление обязывает региональные власти до 1 июня утвердить нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах. Разрабатываться нормативы должны расчетным (а не аналоговым, как того добивались ульяновские коммунальщики) методом. Плата за ОДН не может превышать этого установленного норматива.

Говорится в постановлении и о том, что должно при разработке нормативов лежать в их основе, и вот тут-то сказано главное. Пункт 4 (1), вновь внесенный в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг №306 от 23.05.2006 года, гласит: «При определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома:

а) В отношении холодной и горячей воды – этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием».

Об этом «Курьер» пишет все четыре года. Водоразборные устройства в местах общего пользования – это краны холодной и горячей воды на лестницах в подъездах; санитарно-техническое оборудование – это сливы воды или унитазы, там же, на лестницах. Если все это есть, утверждаются нормативы потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества, в пределах которых и взимается плата за ОДН по воде. Если этого нет, нормативы не утверждаются и плата за ОДН не взимается. В абсолютном большинстве жилых домов Ульяновска подъезды таким оборудованием не оснащены, потребление воды на цели содержания общего имущества отсутствует, как и плата за него, что было и так понятно всему населению страны и нашей области.

И это не какое-то новшество 2017 года. Положение «есть оборудование – есть плата за ОДН», «нет оборудования – платы за ОДН тоже нет» закреплено еще в Правилах предоставления коммунальных услуг №354 от 6.05.2011 года. В подпункте «а» пункта 4 этих Правил записано: «Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: а) холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме…». В подпункте «б» этого пункта – то же самое в отношении горячей воды. Это совершенно однозначно определяет, что если инженерных систем (кранов и слива) в местах общего пользования нет, оказание услуги по подаче воды на общедомовые нужды невозможно, и никакой речи об оплате такой услуги идти не может. И по тому, что скандалов с ОДН в России, в отличие от нашей области, было мало, ясно, что ОДН там не было и нет (как, например, в Москве). У нас же все это время действовала извращенная система незаконных поборов с населения за этот фантом. Действовала по причине злостного неисполнения бывшим руководством жилищно-коммунального комплекса региона своих обязанностей по управлению отраслью и защите законных прав и интересов граждан. Можно предположить, что власть и сейчас сделает вид, что о новом постановлении Медведева ничего не знает, и коммунальщики продолжат беспредельничать с платежами жильцов. Но нынешнему министру ЖКК области Дмитрию Вавилину и председателю областного правительства Александру Смекалину как главе исполнительной власти не стоит, думаю, играть в эти позорные игры и злить в преддверии президентских выборов население. Для того чтобы покончить с ОДН-вакханалией, им достаточно издать короткое постановление – о том, что в соответствии с действующим законодательством плата за холодную и горячую воду в целях обслуживания общего имущества взимается в пределах установленного норматива лишь в тех многоквартирных домах, места общего пользования в которых оснащены водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. Во всех остальных домах такая плата не взимается, и соответствующая строка в платежном документе подлежит исключению.

Василий Мельник