На этой неделе стало известно, что на общем собрании акционеров «Авиастара» было принято решение о передаче управляющих функций предприятия «Авиационному комплексу им. С.В.Ильюшина», он же ОАО «Ил».

Общее собрание состоялось 18 января. Решение о прекращении полномочий управляющей организации и передаче их «Илу» было принято единогласно. По сути, изменилось не много – управляющей организацией и ранее был не сам «Авиастар», а ПАО «ОАК». Однако передача полномочий от объединенной корпорации конкретному предприятию – ОАО «Ил», которое само является дочерней компанией ОАК, означает, что ульяновское предприятие фактически объединили с другим.

Отметим, что ни нынешний глава «Авиастара» Сергей Юрасов, ни предыдущий – Андрей Капустин – уже не были самостоятельными величинами на заводе. Решения принимались сверху. Более-менее самостоятельным в принятии решений был Сергей Дементьев, лишенный своей должности весной прошлого года. Он же стал и последним генеральным директором «Авиастара» – теперь на предприятии только управляющие директора.

Желания упразднить управляющие функции на ряде предприятий, собственно, ОАК никогда особенно и не скрывалось. На самом заводе это называлось несколько иначе – реформирование системы управления производством. Так, в августе Капустин отмечал, что «Авиастар» хотят превратить в «завод быстрого реагирования», а вместо десяти уровней принятия решений на предприятии собирались оставить только четыре. Капустин утверждал, что завод, который включают в очень многие авиастроительные проекты, недостаточно гибко реагирует на новые потребности заказчиков. Критиковали в ОАК и низкую окупаемость самостоятельных заводов. При этом в сентябре в другом интервью Капустин опровергал планы о слиянии «Авиастара» с другими заводами.

О планах объединить «Авиастар» с «Илом» «СК» писал еще прошлой весной («Авиастар» теряет самостоятельность?», 11 мая 2016 года). Еще раньше, в октябре 2015 года, сообщалось, что все производители транспортной авиации в составе ОАК будут объединены в единое юрлицо под управление «Ила». Капустин тогда объяснял, что функции генерального директора на «Авиастаре» исполняла ОАК. Теперь это обязанность переходит к «Илу», как и предполагали СМИ весной прошлого года.

Таким образом, в очередной раз подчеркивается направленность «Авиастара» на главный проект – транспортный самолет Ил-76МД-90А и его модификации, разработанный «Илом». В 2017 году «Авиастар» обещал закончить модернизацию производства, чтобы выпускать в год полтора десятка этих самолетов – иначе выполнить сроки по контракту Минобороны не удастся.

Степан Горин