“Изучение территории в радиусе 50 миль вокруг Ульяновска не позволило обнаружить объект, похожий на атомный реактор. Небо было свободно от облаков. Но подобных сооружений не замечено”, – говорится в отчете Национального центра расшифровки фотоснимков США от 1961 года. Отчет этот содержится в опубликованном на днях в открытом доступе архиве документов ЦРУ. Что еще искали и за чем следили американские разведчики в Ульяновской области?

Прицел на Засвияжье
ЦРУ разместило в интернете огромный массив своих архивных документов, частично отцензурированных. Немалая часть из них рассказывает о разведработе США в СССР. В том числе в находившихся раньше под грифом “секретно” бумагах неоднократно встречается и наш город. Поиск по архивной библиотеке ЦРУ выдает 352 документа, в которых упоминается Ульяновск. В большинстве регулярных отчетов, например, в погодных сводках, информации о положении в войсках или о развитии промышленности, особого внимания ему не уделено. Но есть и отдельные документы, говорящие о том, что нередко американские разведчики обращали на Ульяновск особое внимание.

Немало подробных отчетов о положении дел в Ульяновске в архиве встречается в первые годы после Второй мировой войны. Многие из них описывают происходившее в Засвияжском районе Ульяновска. В нем в то время достраивались автозавод и ТЭЦ, работал первый в городе аэродром.

К примеру, в подробном отчете о строительстве УАЗа указывается, что работами с 1945 по 1949 годы руководил «Автострой». Строили предприятие тресты 38 и 18 из Куйбышева (ныне Самара). При этом, судя по отчету, сроки окончательного создания завода переносились на несколько лет. Также он содержит подробное описание цехов предприятия и информацию о его продукции. Американцы следили, как возрастали объемы выпуска продукции УАЗа. В 1947 году, говорится в отчете, в день на предприятии собиралось три-четыре машины, в 1948-м – уже 15 машин, а к 1950 году этот показатель вырос до 100 машин в сутки.

Интересно упоминание в отчете европейских предприятий, с которых якобы планировалось перенести часть технологий в Ульяновск. Речь идет о машиностроительном заводе в немецком городе Хемнец и о предприятии в столице Австрии Вене. При этом упоминается, что при строительстве завода использовалось немецкое, английское и американское оборудование. Судя по содержанию отчета, немало информации о деятельности завода работавшие на ЦРУ шпионы получали в разговорах с сотрудниками предприятия.

Для строившейся рядом ТЭЦ, отмечается в другом отчете, использовались английские комплектующие. При этом изначально планировалось поставить восемь турбин, но к 1949 году запущены были только две из них. Уголь для ТЭЦ, как выяснили американцы, привозили с Урала.

Регулярные наблюдения велись и за ульяновским аэродромом, который в те годы находился рядом с автозаводом. В отчетах описываются имевшиеся в нем строения, а также рассказывается о частоте полетов. На аэродроме использовались бипланы и двухмоторные самолеты, которые называются коммерческими. Бипланы же были учебными. На них поднимали в небо парашютистов и проводили тренировки учившиеся в Ульяновске пилоты. Полеты происходили и днем, и ночью, отмечается в одном из документов.

Военные – по порядку
Конечно, следили и за происходившим в расположенных в Ульяновске военных частях. В отчетах под названием “Советские военные порядки на Волге”, основывавшихся на информации Национального центра расшифровки фотоснимков, перечисляется, где и какие строения для размещения военных имеются в городе. Также упоминаются армейские подразделения в районах области. Например, военная часть в Глотовке Инзенского района. Информация иллюстрируется детальными фотоснимками города и региона с воздуха.

Немалый интерес у американцев вызвала и военная система тропосферной радиосвязи, о которой говорится в информации 1985 года. Ее антенны были обнаружены на военных объектах у Волги. В документе описываются антенны, кабели и упоминаются другие подробности, перечисляются использовавшиеся военными автомобили. Также речь идет об Ульяновском военном училище связи.

Нередко в документах упоминаются и воздушные радары, установленные в Ульяновске.

Операция “Радиация”
Развитие ядерных технологий в СССР находилось под пристальным вниманием американской разведки. Получив данные о том, что возле Ульяновска должен быть построен атомный реактор, они, очевидно, начали его искать. Одним из заданий Национальному центру расшифровки фотоснимков была проверка территории вокруг Ульяновска на предмет, похожий на атомный реактор. В 1961 году в радиусе 50 миль вокруг города подобных объектов не нашлось. Но разведчики работали эффективно. Уже в 1966 году появляется документ со снимками и описанием реактора СМ-2 в Мелекессе. А позже ЦРУ получило подробное описание нескольких реакторов НИИАРа, детальную информацию о зданиях научно-исследовательского комплекса и даже о системе подачи воды в него.

Следили американцы и за освещением ядерной темы в советских и российских СМИ. Так, в одном из отчетов под подзаголовком “Операция “Радиация” дается перевод материала газеты “Российские вести” об угрозах, исходящих от атомных объектов на территории России. Димитровград и Ульяновск в этом документе упоминаются в статье “Волга в ядерном кольце”.

И “Руслан”, и термоплан
В 1980-х и начале 1990-х внимание разведчиков переключается на левый берег области. В 1980 году появляется отчет “О возможном авиационном заводе”. В нем подробно рассказывается о начавшемся в Заволжье строительстве Ульяновского авиакомплекса. Информация была получена не только из фотоснимков, но и из других источников. Кроме характеристик уже возводившихся объектов – корпусов завода и новой ТЭЦ, – документ содержит упоминания о строительстве будущего учебного центра в составе авиакомплекса, на котором должны готовить пилотов, инженеров, диспетчеров и штурманов.

В 1988 году ульяновская авиапродукция – самолет “Ан-124 Руслан” – упоминается в письме, отправленном из Конгресса США директору ЦРУ Уильяму Уэбстеру. Конгресс приглашает главного разведчика страны посетить Американский авиакосмический авиасалон. Сенаторы предполагают, что выставка техники будет интересна ЦРУ с профессиональной точки зрения, ведь на ней должен быть представлен в том числе и гигантский “Ан-124“.

Одним из последних документов с упоминанием Ульяновска в архиве стал перевод сводки ТАСС о приезде на авиазавод в Ульяновск экс-президента Бориса Ельцина в 1992 году. В сводке описывается показанный Борису Ельцину экспериментальный термоплан “Россия”. Опытную модель дирижабля “АЛА-40“, похожую на огромную летающую тарелку, создавали на заводе с 1988 по 1992 год. Разработка была удачной, грузоподъемность термоплана могла составить три-пять тонн. Впрочем, несмотря на интерес американцев, уникальный аппарат затерялся в разрухе 1990-х годов.

Стоит отметить, что в опубликованных отчетах ЦРУ не упоминается ряд военных предприятий, работающих в регионе. То ли шпионам не удалось получить о них достаточно информации, то ли данные по ним американцы еще не готовы рассекречивать.

Лидия Пехтерева