Средства массовой информации буквально пестрят сообщениями о том, что где-то снова погиб ребенок. Почему страдают дети и кто в этом на самом деле виноват, почему эта информация подчас остается без внимания и должной оценки, – на эти и другие вопросы попытался найти ответы корреспондент “МГ”.

ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ
По оценкам самых разных специалистов, уровень детской смертности от внешних причин в России – один из самых высоких в мире. Под внешними причинами здесь стоит понимать и самоубийства, и убийства, и ДТП, и несчастные случаи, и насилие над детьми в семье, и неквалифицированную медпомощь, и многое другое.
Каждый случай детской и подростковой смерти до сих пор разбирается у нас локально. Между тем каждый погибший сегодня ребенок – следствие закономерное. Потому, наверное,
настало время официальным лицам оторваться от бумаг и погрузиться в реальную жизнь, перестать бояться правды и прикрывать ее статистикой, начать принимать меры. Мы же в свою очередь на горьких примерах готовы помочь в этом погружении. Надеемся, оно пойдет на пользу не только чиновникам, но и нам с вами – родителям.

САМИ ВИНОВАТЫ
21 января появилось сообщение о том, что в Железнодорожном районе в Ульяновске машина ДПС, проезжая перекресток на запрещающий сигнал светофора, с включенными проблесковыми маячками, сбила на пешеходном переходе школьников 10 и 12 лет. Дети живы. А новость приобрела масштабность лишь потому, что в происшествии был задействован сотрудник в погонах.

Обмусолить этот факт не было времени, поскольку следующим днем появилось сообщение о гибели 7-летнего мальчика при пожаре в доме на ул. Аблукова в Ульяновске. В момент возгорания квартиры мать ребенка находилась на работе. Возбуждено уголовное дело.

Получается, что каждая случайная гибель или травма ребенка закономерна, потому что в нашем обществе (и это следует признать) отсутствует в первую очередь запрос на безопасную окружающую среду ребенка.

– Ведь именно мы, взрослые, создали для наших детей враждебную и агрессивную среду и подвергаем их каждодневной потенциальной опасности, – говорит социолог Татьяна Чернова. – Одной профилактикой детской смертности дело не должно ограничиваться, как и нельзя делегировать задачу безопасности только отдельным лицам или организациям. Доступная среда для жизни ребенка должна быть первоочередной задачей и обязанностью всего общества.

Получается, мы забыли, что наши дети – уязвимые и неопытные в жизни, требующие особого внимания и обладающие неотъемлемым правом на безопасность. А мы, взрослые, их права постоянно нарушаем.

ГРУППА РИСКА
Не так давно в Ульяновске произошли еще два громких случая с несовершеннолетними. Это самоубийство подростка, участвовавшего в драке у “Ашана”, и избиение пьяной матерью двухгодовалого сына на минувшей неделе в поселке Глотовка Инзенского района. На первый взгляд, что между ними общего? Насилие.

– Взрослые имеют неограниченное воздействие на детей. Помимо того, что нам некогда ими заниматься, уделять им должное внимание, так мы еще позволяем себе срываться на них. Потом удивляемся, откуда вырастают звереныши. Мы их производим на свет, – говорит детский психолог Наталья Варлеева. – Когда-то их отпихнули родители -и они вырастают обозленными на мир и готовыми мстить. Когда-то не пожалели их – и они, повзрослев, не будут жалеть.

В итоге многие из таких детей, вырастая, объединяются в банды. Такие ульяновские объединения даже заинтересовали западных исследователей. Буквально год – два назад в область потянулись специалисты в области психологии и социологии изучать феномен наших подростковых ОПТ. Так, благодаря Ульяновску построила карьеру британская ученая Хиллари Лилкингон. По ее стопам пошла профессор факультета гуманитарных и социальных наук из Лондона Светлана Стивенсон, написавшая книгу “Банды России. Из подворотен в коридоры власти”.

А в это время у нас, согласно докладам ответственных за правопорядок лиц, “всё спокойно на ульяновской земле”, и зря негодяи наводят шорох и демонизируют обстановку. А раз всё спокойно, то и мер никаких принимать не надо. В этой ситуации обнаружить связь между депрессивной молодежной средой, накрывшей волной сегодня наших детей, откатом в 90-е и суицидами не представляется сложным.

КТО ВИНОВАТ?
Любая детская смерть или травма – это следствие, а не причины. Нужно искать корень зла, который кроется в системе в целом.

Вспомните, было время, когда для общества не было чужих. Дети наши росли в заботе и любви, дисциплине и под неусыпным контролем. Росли и четко понимали, что такое хорошо, а что такое плохо. И вдруг этого не стало. Размылись сами понятия. Несколько поколений выросло в хаосе. И сегодня вместо того, чтобы вновь создать определенные рамки возможного и допустимого, мы продолжаем “раскачивать качели”.

– Я педагог с 40-летним стажем – и помню времена, когда родители, школа, закон шли нога в ногу. Теперь же педагоги лишены возможности делать детям даже замечание. При этом несовершеннолетних наделили массой прав при отсутствии обязанностей. Такая ситуация провоцирует разнузданность, плоды которой мы пожинаем, – считает педагог-физик Владимир Березан.

Кроме того, до сих пор так и неясен круг ответственных за детскую среду. Каждая структура, на которую, казалось, должна быть возложена эта обязанность, начиная от образования и заканчивая правоохранительными органами, пытается с себя эту ответственность снять.

Получается, инициаторами счастливого детства должны стать родители, осознав, что дети – достояние.

В ТЕМУ
ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ УЧИТЕЛЯ?
В Челябинской области после пожара, в котором погибло трое детей, педагогов обязали под страхом денежного взыскания провести рейд по домам и составить акт на каждое жилище, указав состояние отопительной системы и газового оборудования, электропроводки, дав общую санитарно-техническую оценку. Учителей интересует, как, не имея соответствующего образования, составлять такой документ и кто, главное, в случае ЧП будет нести ответственность? В этом, видимо, и заключается воспитательная функция школы, по мнению чиновников.

Ольга ТОНИЦОЙ