Проход через Ла-Манш единственного в составе ВМФ России корабля с палубной авиацией – тяжелого авианесущего крейсера “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов” – вызвал настоящий переполох в Европе и штабах НАТО. При этом мало кто помнит, что флагманом нашего флота должен был стать атомный авианосец “Ульяновск”. Ровно 25 лет назад вышел приказ о демонтаже почти готового корпуса судна водоизмещением более 80 тысяч тонн.

Фотографиями обильно дымящего “Адмирала Кузнецова” заполнены соцсети и западные СМИ, а министр обороны Великобритании Майкл Фэллон назвал российское судно «кораблем позора, миссией которого было приумножить страдания жителей Сирии”. Интересно, какой бы была реакция европейцев, будь во главе нашей группировки “Ульяновск” – крупнейший отечественный авианосец с самой мощной ядерной установкой на борту, аналогов которой нет и по сей день.

Вперед, в АТАВКР!

Судьба “Ульяновска” трагична под стать участи СССР. Разработка атомного тяжелого авианесущего крейсера (АТАВКР) проекта 1143.7 стартовала в Невском проектно-конструкторском бюро в 1984 году. Всего планировалось построить четыре корабля этой серии. Головным в серии должен был стать “Ульяновск” стоимостью два миллиарда советских рублей. Новейший авианосец запланировали ввести в состав флота в 1995 году, к 125-летию со дня рождения В.И.Ленина. 25 ноября 1988 года корабль был заложен на Черноморском судостроительном заводе (ЧСЗ) в городе Николаев. Стапельная территория площадью в несколько десятков гектаров была оборудована двумя кранами высотой с 24-этажный дом и грузоподъемностью по 900 тонн каждый. Однако судно было настолько большим – более 300 метров в длину, – что его пришлось строить по частям: основной объем длиной 260 метров и носовую часть длиной 65 метров.

 

“Ульяновск” на “нулевом” стапеле на заводе в Николаеве

В то время корабль аналогов в мире не имел. “Адмирал Кузнецов” (тогда – “Тбилиси”) проигрывал “Ульяновску” по всем основным характеристикам: дальность плавания, автономность, ударные мощности, возможности авиации, средства самообороны. Новые АТАВКР полностью решали вопрос боевой устойчивости любых советских корабельных соединений в любом районе Мирового океана. Поспорить с “Ульяновском” по боевой эффективности на тот момент смог бы разве что американский “Нимитц”, имеющий, впрочем, иную доктрину применения.

От своих предшественников новый ТАВКР отличался атомной силовой установкой, увеличенными размерами полетной палубы, трамплином с повышенным до 14 градусов углом схода и двумя паровыми катапультами для старта корабельных самолетов длиной 90 метров.

Корабельной атомной энергоустановки с такими характеристиками не было и нет до сих пор – общая мощность составляла 810 мегаватт, что почти вдвое превышает таковую на авианосцах США. Реакторы были рассчитаны на производство в час 900 тонн пара с температурой 475 градусов.

Крейсер по состояние на 6 декабря 1990 года

“Если мы и на “семерке” не поставим катапульту, история нам этого не простит”, – заявил однажды главком СССР Сергей Горшков. Изначально на “Ульяновске” было запроектировано три катапульты. Авиаконструкторы были против, заверяя, что установки ухудшат летные качества самолетов, повысят аварийность. Проектировщики и моряки не соглашались, понимая, что горизонтальный принудительный старт повысит боевую нагрузку самолетов, расширит диапазоны использования авиации по ветровым характеристикам, даст возможность старта даже при килевой и сильной бортовой качке. В итоге решили ставить две катапульты. Опытный образец построили на полигоне “Нитка” со стальным летным полем в Крыму, на аэродроме Ново-Федоровка, который сделали немцы в годы войны для бомбардировок Севастополя. Но все усилия оказались напрасными. Катапульта на “Нитке” ни разу не была использована для взлета настоящих самолетов.

Дешевле было достроить

Строительство авианосца шло ударными темпами. К лету 1991 года готовность судна составляла 18 процентов, при этом корпус был сформирован на 80 процентов. Но вскоре финансирование проекта прекратилось. Еще некоторое время завод вел монтаж и сборку судна на собственные средства. В августе после провозглашения Украиной своей независимости вопрос пришлось решать уже на межгосударственном уровне. Стороны отказались от совместного проекта. 1 ноября 1991 года корабль был снят со строительства и исключен из списков кораблей ВМФ.

Закладная доска АТАВКР “Ульяновск”

По расчетам, затраты на разборку судна составили бы 80 процентов от уже выполненных работ. Дешевле было бы достроить корпус и спустить на воду. Однако Украине одновременно было предложено несколько заманчивых контрактов на строительство на освобождаемых стапеле танкеров для Норвегии и покупку использованного при строительстве крейсера металла в качестве лома. Распоряжением руководства Украины от 4 февраля 1992 года с 5 февраля была начата разделка корпусных конструкций “Ульяновска”. К 29 октября 1992 года “нулевой” стапель был освобожден, но норвежских танкеров на нем так и не появилось.

Двойное дно

АТАВКР “Ульяновск” имел свободную от носа до кормы полётную палубу, трамплин для взлёта самолётов, бортовые самолётоподъёмники и аэрофинишёры. Корпус корабля, выполненный в основном из броневой стали, на всем протяжении имел двойное дно. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении пяти смежных отсеков общей длиной не менее чем 20 % длины корабля. Надстройка («остров») насчитывала 13 ярусов и имела высоту 32 м.

Вооружение: 70 летательных аппаратов, в том числе самолётов Су-27К 24 единицы, самолётов МиГ-29 24 единицы, самолётов ДРЛО Як-44 4 единицы, 16 противолодочных вертолётов КА-27ПЛО, 2 поисково- спасательных вертолёта КА-27ПС.

Вооружение: ПКРК «Гранит», ЗРАК «Кортик», ЗРК «Кинжал». ГАК «Звезда» с РКПТЗ «Удав».

Дмитрий Минаев