Говорят, что в Ульяновском музее гражданской авиации побывала скандальная группа “Ленинград”. А еще там были многие послы ведущих стран мира. И якобы слух о чудо-музее дошел до самого Путина. Так ли это? – решили выяснить корреспонденты “Молодежки” и несмотря на зиму отправились туда. Интересно также было узнать, чем сейчас живет уникальный музей?

САМОЛЕТЫ “ПОД ШУБОЙ”
Для нашей прогулки мы выбрали самое удачное время: как написал классик, “Мороз и солнце день чудесный”.
На территории ни души. Понятно, что не сезон, да и мороз под 20. Лишь застывшие в ожидании вечно-го взлета стальные крылатые птицы.

Дорожки расчищены, но кругом полно снега. Некоторые лайнеры прямо-таки “под шубой”.

– Не успеваем убирать снег: коллектив небольшой; многие болеют сейчас. Вот снег на фюзеляжах и лежит, – говорит директор музея Юрий Валкин. – А вообще, сбрасываем снег. Несколько самолетов почистили.

Но и в зимней “одежке” самолеты смотрятся величественно, хотя многие уже утратили былой вид: краска облупилась, кое-где ее вообще не видать. Тем не менее Ульяновский музей гражданской авиации гремит на всю страну. Каждый, кто приезжает в Ульяновск, старается непременно заглянуть туда. Ведь там целая история перед глазами – от “Аннушки” до “Тушек”.

– Чем сегодня живет музей? Что нового? – спрашиваем директора.

– Музей готовится к летнему туристическому сезону, – говорит Валкин. – Зимний период для нас – это, прежде всего, очистка территории и самолетов от снега, комплексный уход за экспонатами, ну и, конечно, экскурсии. Мы сейчас разрабатываем новые тематические экскурсии, чтобы наши гости не только могли посмотреть на самолеты, но и узнать что-то новое из истории авиации. Хотим пропагандировать имена наших отечественных авиаконструкторов, пилотов, в том числе наших земляков. Например, недавно у нас был день памяти главного маршала авиации, министра гражданской авиации СССР Бориса Бугаева. Это 4ыл шеф-пилот самого генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Именно Бугаев в 1983 году подписал указ о создании нашего музея и благодаря ему здесь появились многие экспонаты, в том числе и легендарный “Ту-104”. Бугаев осваивал этот самолет одним из первых на международных линиях. Его имя теперь носит и наш ульяновский авиационный институт.

БЕЗ ВАНДАЛИЗМА
Оказывается, что даже зимой музей охотно посещают приезжие, да и сами ульяновцы. В последнее время, например, стали проявлять большой интерес жители Чувашии, Мордовии, Самарской области. Сейчас руководство музея и Ульяновского высшего авиационного института хочет расширять туристические связи, в том числе международные, ведь поток туристов с каждым годом только увеличивается даже несмотря на экономические трудности.

Интересная деталь: все посетители ведут себя культурно, и случаев вандализма за последние годы не было.

Специально для иногородних жителей экскурсии проводят наиболее подготовленные курсанты местного авиаинститута, особенно в День воздушного флота страны, когда много бывает посетителей в музее.

МИН0Б0Р0НЫ ПОДАРИТ “АН-22”?
Конечно, не всё так просто, есть свои трудности. Некоторые самолеты давно уже нуждаются в реставрации, ведь стоят под открытым небом. В плачевном состоянии “Ил-14” и “Ту-134”. Руководство УВАИ обещает в этом году оказать финансовую помощь.
В планах сделать рабочими тренажеры самолетов “Ил-62” и “Ил-86”. Когда-то на них отрабатывали практические навыки пилоты всего Советского Союза и стран социалистического лагеря. Потом тренажеры передали в музей.

– А что с новой техникой? Будут ли новые экспонаты? – поинтересовались мы.

– Сейчас это целая проблема, – считает Валкин. – Во-первых, как их перевозить? А во-вторых, вся авиатехника теперь принадлежит частным авиакомпаниям. А там больше бизнесменов, чем созидателей прекрасного. Договориться с ними проблематично, но есть надежда на то, что музею поможет Минобороны. Как раз ведем сейчас переговоры насчет приобретения самолета “Ан-22”.

БУДЕТ ЛИ РЕСТОРАН В”ТУ-144″?
Зато некоторые заграничные фирмы не прочь купить какой-нибудь раритетный экспонат. Одно время даже ходили слухи, что какая-то западная фирма хотела приобрести у нас сверхзвуковой “Ту-144”, чтобы в салоне открыть потом что-то по типу ресторана. Но всё это оказалось на уровне слухов. Самолет и ныне красуется на своем традиционном месте, и никакого кафе там нет.

– Для нас важно сохранить музей, – говорит директор Валкин. – Конечно, есть проблемы и, прежде всего, в финансовом плане. Но подготовлен план по развитию музея. Росавиация обещает свою помощь. Хотим и дальше благоустраивать территорию музея. Есть над чем работать. Нас уважают. Кстати, мы были единственным музеем среди других в Восточной Европе, который недавно принимал участие в первом Международном симпозиуме авиакосмических музеев мира. Мероприятие проходило в Германии.

“ЛЕНИНГРАД”, ПОСЛЫ И ПОЛИТИКИ
А кто из известных людей посетил в последнее время Ульяновский музей гражданской авиации?

Как выяснилось, здесь побывали практически все послы ведущих стран мира, которые приезжали в Ульяновск. Любят сюда заглянуть и гастролирующие артисты.

В минувшем декабре музей посетил всемирно известный айтишник Руслан Фазлыев.

Приезжала сюда и скандальная группа “Ленинград” со своим лидером Шнуром. Но по сравнению с тем, как артисты выступают на сцене, в музее они вели себя культурно, тактично и были настроены весьма доброжелательно.

Среди российских политиков в разное время были замечены Сергей Нарышкин (ныне директор Службы внешней разведки) и Сергей Степашин.

– А Путин не проявлял интерес к музею? – спросили напоследок мы.

– Пока нет, но надеемся, что Путин и до нас доберется, – сказал Валкин. – В принципе, те, кто у нас побывал, оставались довольными.

…Уезжали мы с какой-то грустью. Смотришь на эти самолеты: как-то становится жаль их, ведь рождены они были для неба, но больше никогда туда не поднимутся. Хотя небо так отражается в их “глазах”…

Арсений КОРОЛЕВ

А ИМ ЛЕТАТЬ ОХОТА!
Музей гражданской авиации расположен неподалеку от аэропорта Ульяновск Центральный и принадлежит Ульяновскому высшему авиационному училищу. Здесь, на территории в 17,5 га, размещено более тридцати отечественных воздушных судов разных лет. А если точнее, то за время существования музея собрано 38 единиц самолетов и вертолетов, девять из которых являются памятниками науки и техники. Отдельные экспонаты являются уникальными среди экспонатов музеев мира.

В числе редких – первый отечественный пассажирский самолет “АК-1”. Деревянный самолёт “АК-1” (“Латышский стрелок”), получивший название по фамилиям создавших его инженеров (Александров и Калинин), положил начало авиации Советского Союза.

Сосед “Латышского стрелка” – герой Великой Отечественной войны – самолёт “у-2” (“По-2”). Созданный Николаем Поликарповым как машина для обучения лётчиков с началом войны “По-2” стал массово использоваться как лёгкий ночной бомбардировщик.

Ниже еще одна гордость – советский бомбардировщик “Туполев ТБ-1”, также известный как “АНТ-4”. Первый его экземпляр собирался в 1925 году кустарно на втором этаже дома 16 на улице Радио 8 Москве. Чтобы вывезти самолёт на Центральный аэродром, стену дома пришлось сломать. В последующие годы “ТБ-1” прославился тем, что совершил первый перелёт Москва – Нью-Йорк и участвовал в спасении челюскинцев. Наш экспонат -ярко-оранжевый самолет, построенный в 1920-х годах. Он 40 лет пролежал на берегу озера в районе Игарки.