По тому, как ведут себя ульяновское чиновничество и подконтрольные ему СМИ, понятно, что после изменения жульнической схемы взимания платы за ОДН на более прозрачную в нашей области менять ничего не собираются.
Ключевой момент в посвященных изменениям правительственных документах, как уже писал «СК», касается того, что для начисления платы за воду в целях обслуживания общедомового имущества необходимо наличие в местах общего пользования водоразборных устройств и санитарно-технического оборудования. Проще говоря, кранов и слива на лестничных площадках. Оно и понятно, ведь если этого нет, значит, воду для мытья лестниц берут из кранов в квартирах, которая оплачивается жильцами как потребленная на личные нужды, а остатки воды после мытья выплескиваются на придомовую территорию. Другой ресурс на эти цели не расходуется, и плата за него на ОДН должна быть равна нулю. И это не что-то новое, а просто более четкая формулировка соответствующего положения из Правил предоставления коммунальных услуг №354 от 23.05.2011 г. То есть федеральное правительство изначально трактовало и трактует сейчас ОДН по воде именно так.
И что же в Ульяновске? Вот проблеме посвящена целая страница в газете, близкой к руководству города. В основном это стенания об обязанности платить за ОДН и в тех домах, где, скажем, добились нулевых показателей по этой статье (что вообще-то возможно лишь в случае, если влажная уборка в подъездах не делается никогда и, соответственно, не исполняются обязательства по содержанию общего имущества), об убытках, которые в связи с нововведением понесут организации, управляющие домами, на которые возложат перерасход ресурсов, и тому подобном. И ни слова о необходимости наличия в местах общего пользования водоразборных устройств и санитарно-технического оборудования! Как будто премьер Дмитрий Медведев утвердил своей подписью это требование для кого угодно, но только не для ульяновских ответственных лиц и их присных.
Или большая статья на эту же тему в другой газете, близкой к области. Тут с самого начала – искажение реальности. «По сути ОДН – это разница между показанием общедомового прибора учета и суммой показаний внутриквартирных счетчиков (если где-то их нет, расчет ведется по нормативу), – глубокомысленно рассуждают авторы. – Из-за того, что жильцы сдают показания в разное время, кто-то о них вообще забывает, а кто-то и вовсе намагничивает счетчики, ни о каком корректном значении потребленного ресурса речи не идет». Здесь тоже все кардинально передернуто. ОДН – не разница между показаниями счетчиков, а ресурс, расходуемый на обслуживание общедомового имущества, и показания счетчиков никакого отношения к этому предмету не имеют. Так это сформулировано в действующем законодательстве и, в частности, в Постановлении Медведева №1498 от 26.12.2016г. Так это и с точки зрения здравого смысла, как и с точки зрения обычной логики. Любое другое толкование – от лукавого. Но наши продолжают гнуть свое. «Если на доме нулевой ОДН или по каким-то услугам вообще отрицательный, то сегодня перерасчет в минус или в ноль исчезает, за содержание общедомового имущества гарантированно придется платить», – комментирует председатель комитета по ЖКХ ЗСО Геннадий Антонцев. Ни сам Антонцев, ни авторы статьи, которую он комментирует, при этом также ни словом не упоминают о кранах и сливе на лестничных площадках. И если авторы могут заблуждаться, то умолчание этого законодателем и к тому же главой профильного комитета, на мой взгляд, более чем красноречиво.
В третьем издании – ответы на вопросы жителей. А.Филиппов из Ульяновска спрашивает: «В нашем доме нет общедомовых точек разбора воды, поэтому я не оплачиваю ОДН. Но в РИЦ мне сказали, что теперь мои текущие платежи пойдут в счет оплаты моего «долга», которого я не признаю. Разве это законно – использовать мои деньги вопреки моей воле?». Отвечает адвокат Григорий Каленов: «26 декабря прошлого года законодатель внес изменения в 354-е постановление правительства РФ, и теперь если потребитель частично оплачивает коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель вправе делить полученную от него плату между всеми указанными в платежном документе видами услуг (п.118)…». Это тоже искажение. Постановлением от 26.12.2016 г. (№1498) в пункт 118 Правил №354 внесена всего одна поправка – из словосочетания «содержание и ремонт» исключено слово «ремонт», поскольку термин «содержание» и так подразумевает работы по текущему ремонту. Смысл 118-го пункта от этого ничуть не изменился. Он по-прежнему предусматривает возможность наличия у потребителя задолженности по одной какой-то услуге или по нескольким, как и предусматривает разделение неполной оплаты по всем строкам платежки. Но это если потребитель отдает в кассу просто меньшую сумму, чем в платежке указано, и не оговаривает с кассиром, за какую именно услугу не платит или недоплачивает. Филиппов же, судя по его вопросу, четко указывает в РИЦ, что не платит за ОДН, и в его случае сотрудники РИЦ, видимо, ошибаются, а Григорий Каленов, мягко говоря, заблуждается.
В общем, позиция ульяновских властей заключается в замалчивании постановления Дмитрия Медведева. Надзорные органы (жилищная инспекция, прокуратура) тоже молчат, из чего можно предположить, что всех их кто-то или что-то крепко держит за горло.