В Государственном архиве Ульяновской области хранятся мемуары Героя Советского Союза Алексея Дмитриева.
2 февраля по всему миру отмечали 74-ю годовщину победы советских войск в Сталинградской битве.
Она стала самой кровопролитной за всю историю человечества. Нам, не видевшим войны, пожалуй, невозможно представить себе всего масштаба трагедии той войны и той битвы. Один из героев Великой Отечественной – наш земляк Алексей Петрович Дмитриев – оставил свои военные воспоминания. Мемуары “Рождение гвардии” хранятся в государственном архиве Ульяновской области. Публикуемый сегодня отрывок из них посвящен Сталинградской битве.

[…] [29 января — 2 февраля 1943 г. Окраина Сталинграда]

Все было готово к наступлению. И погода выдалась на редкость хорошая — ясная, без ветра и снега.

Старший лейтенант Морев как бы для себя только, но вслух вы-сказал предложение послать парламентеров.

— Все равно им капут! — заключил он.

Мы ухватились за это. И время было: мы назначили поздний час атаки, предупреждая тем самым противника, что мы наступать в этот день не собираемся. В качестве парламентера послали не без его согласия Бечмерзу Мзокова. Дали ему переводчика и вместе с ним послали немецкого капитана, только что взятого в плен. Расчет был такой: уйдет к своим немецкий капитан — потеря невелика, а если он, как и обещал, будет призывать своих товарищей к сдаче в плен — эффект будет большой. Парламентеры сработали хорошо и привели группу пленных. То, что по сдавшимся не стреляли оставшиеся, нас успокаивало: можно было ожидать ослабление сопротивления.

Однако мы ошиблись. Начав атаку, мы встретили со стороны противника яростное сопротивление. Нашему полку удалось прорвать две траншеи в обороне противника и подойти к третьей.

Полки же Горобея и Абросичкина были остановлены и залегли перед второй траншеей. Создалось затруднительное положение. Мы рассчитывали, что к этому времени объявится управление дивизии, и подойдет на помощь пусть хотя бы часть дивизионной артиллерии.

И в это время, когда мы оговаривали, что и как лучше сделать для равзития успеха, из одного дома за передним краем обороны противника взахлеб застрочил немецкий пулемет и… по немцам. Фрицы стали отходить в третью траншею. Этим воспользовались полки Абросичкина и Горобея, возобновив наступление.

В той же оперативной сводке № 054 дальше говорится:

«…С 10.00 29 января 1943 года части дивизии продолжали вести наступление, преодолевая огромное сопротивление противника из отдельных каменных строений, расположенных на улице Днепровская (против пустыря) и из глубины, к 18.00 достигли юго-восточной окраины площади (конверт)… За день боевых действий взято в плен 390 человек солдат и офицеров противника».

В доме, откуда стрелял немецкий пулемет и по немцам, мы нашли убитого паренька-сталинградца, который воспользовался, очевидно, уходом пулеметчика и решил нам помочь. Жаль, что не запомнил его фамилии.

В последующие два дня мы успешно наступали и очищали от противника Байкальскую, Эльтенскую, Буденновскую, Железнодорожную, Коммунистическую и прилегающие к ним улицы. Командование дивизии взяло в свои руки управление еще до полудня 29 января.

В течение 30 января взято дивизией около 200 пленных, а 31 января —- около 1500 человек, из них один генерал, один полковник и 45 офицеров. В этот же день было взято: автомашин — 7, шестиствольных минометов — 6, пушек разного калибра— 10, пулеметов— 25, винтовок— 430, радиостанций — 6.

Первого февраля 1943 года наша и 298 стрелковая дивизии боевым распоряжением командующего Донским фронтом № 0075/оп переданы в состав 66 армии.

В ночь с первого на второе февраля дивизия вышла в район завода «Баррикады», где второго февраля помогла действующим здесь частям очистить от противника и этот район.

Второго же февраля закончилась Сталинградская битва. Стрелковые дивизии и другие части стали размещать в населенных пунктах Сталинградской области. Управление дивизии, наш полк, артиллерийский полк и специальные части дивизии (отдельный батальон связи, отдельный саперный батальон, медико-санитарный батальон и другие) были расквартированы в селе Карповка.

Вот что писал своей матери из Карповки 14 февраля 1943 года Геннадий Михайлович Мануйлов: «И мои товарищи часто в шутку сожалеют, что не догнать нам будет фрицев из такого глубокого тыла, в каком оказались мы после жестокого, большого боя. Но мы догоним их, на то мы и гвардейцы».
Начальником гарнизона был назначен я, а комендантом — бывший начальник разведки полка, а теперь командир учебного батальона, гвардии капитан Тухкру Иван Иванович. […]

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Дмитриев Алексей Петрович — командир 127-го гвардейского стрелкового полка 42-й гвардейской Прилукской стрелковой дивизии 40-й армии Воронежского фронта, гвардии майор.

Родился 17 (30) марта 1913 года в деревне Каранино ныне Сенгилеевского района Ульяновской области в крестьянской семье. Русский. Учился в школах города Сенгилея и села Елаур Ульяновской области. Образование неполное среднее. В 1929-1931 годах работал в Москве штукатуром, слесарем-сборщиком на заводе «Стальмост».

В Красной армии с 1932 года. В 1935 году окончил военно-инженерную школу в Ленинграде (с 1991 года и ныне — Санкт-Петербург), служил командиром взвода в саперном батальоне. В 1941 году окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. В августе 1941 года вступил в бой с гитлеровскими захватчиками на Юго-Западном фронте, будучи начальником разведки дивизии. Воевал на Южном, Донском, Степном, Воронежском, 1-м и 2-м Украинском фронтах.

Командир 127-го гвардейского стрелкового полка (42-я гвардейская стрелковая дивизия, 40-я армия, Воронежский фронт) гвардии майор Алексей Дмитриев 23 сентября 1943 года вместе с передовым отрядом форсировал реку Днепр в районе села Гребени Кагарлыкского района Киевской области Украины.

Вверенный гвардии майору Дмитриеву полк захватил и расширил плацдарм и успешно отразил вражеские контратаки.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1943 года за умелое командование стрелковым полком, образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии майору Дмитриеву Алексею Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1877).

После войны А.П. Дмитриев продолжал службу в армии. Член КПСС с 1952 года. С 1959 года полковник Дмитриев А.П. — в запасе. Жил и работал в городе Омске. Скончался 23 сентября 1982 года. Похоронен на Старо-Северном кладбище в Омске.

Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Удостоен звания «Почетный гражданин города Сенгилей».

Имя Героя носила пионерская дружина Елаурской средней школы Ульяновской области. В городе Омске, на доме, где жил Герой, установлена мемориальная доска.