Чаще всего ульяновцы сталкиваются с нарушением своих потребительских прав в сфере торговли и ЖКХ. Между тем, с нового года пожаловаться в Роспотребнадзор на нерадивого продавца или плохих коммунальщиков стало значительно сложнее. Кроме всего прочего, с заявителя теперь могут потребовать возмещения затрат на проверку.

В 2016 году в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области поступило 2350 письменных обращений по вопросам защиты прав потребителей. Большинство жалоб были связаны с нарушением прав в сфере торговли 730 (31,1 процента), жилищно-коммунальных услуг 704 (30 процентов), в сфере предоставления финансовых услуг 236 (10 процентов), услуг связи 202 (8,6 процента) и бытовых услуг 160 (6,8 процента).

Как говорится на сайте ведомства, основная доля требований потребителей касалась выполнения обязательств в установленный срок, замены товара, расторжения договора, возврата денежных средств, а также выплаты неустойки за нарушение срока передачи товара, которые были исполнены в добровольном, досудебном порядке, либо по решению суда.

При этом 97 обращений послужили основанием для проведения внеплановых проверок юрлиц и предпринимателей. В итоге было составлено 287 протоколов об административном правонарушении и наложено штрафов на общую сумму 1,6 миллиона рублей.

Теперь есть все основания предполагать, что, начиная с нынешнего года, количество жалоб значительно уменьшится. К радости предпринимателей с 1 января 2017 года вступили в силу изменения в законодательстве в области организации и осуществления государственного контроля (надзора). В соответствии с новой редакцией статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…” изменяются требования к рассмотрению Роспотребнадзором (его территориальными органами) обращений потребителей как возможному основанию для проведения внеплановых проверок. Так, необходимым условием для принятия жалобы теперь является подтверждение заявителем того факта, до этого он безрезультатно обращался к нарушителю. Таким образом, вводится обязательный предварительный претензионный порядок действия потребителя.

Также Роспотребнадзору запрещено реагировать на анонимные жалобы. В случаях, когда изложенная в обращении информация сама по себе служит основанием для проведения внеплановой проверки, но невозможно установить автора жалобы, должностное лицо ведомства “обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица”, говорится в законе. Что же касается жалоб, направляемых по интернету, то рассматриваться они будут лишь при условии обязательной авторизации заявителя в единой системе идентификации и аутентификации, то есть на портале госуслуг www.gosuslugi.ru.

Любителей жаловаться по поводу и без теперь могут наказать и рублем. С 1 января 2017 года установлено, что территориальный орган Роспотребнадзор вправе подать в суд на заявителя и потребовать возмещения расходов, понесенных надзорным органом в связи с рассмотрением обращения, если оно содержит заведомо ложные сведения.

Дмитрий Минаев