В Ульяновске десятки улиц зимой не чистятся, а летом не ремонтируются. Они являются бесхозными, поэтому ответственность за их содержание никто не несет.

Проезд от парка «Средний Венец» до детского сада №65 и котельной «11 квартал» имеет проезжую часть и тротуары по обеим сторонам. Это полноценная улица, хоть и без названия.

С начала зимы дорога ни разу не чистилась от снега. Автомобили накатали глубокую колею, периодически в ней застревая. Встречным машинам не разъехаться. Каждые утро и вечер, когда родители едут в детский сад, здесь возникает настоящий транспортный коллапс. Случись, не дай Бог, ЧП, экстренные службы просто не смогут проехать или развернуться.

Не легче приходится и пешеходам. Тротуары занесены метровыми сугробами, поэтому приходится идти по проезжей части.

Летом улица выглядит не лучше: яма на яме, мусор, грязь. Жители близлежащих домов не могут открыть окна – от каждой проезжающей машины поднимается столб пыли, которая летит в квартиры.

По словам местных жителей, если проезжую часть по улице Средний Венец время от времени убирают, как и дворы, то проезд остается всеми забытый. Выяснить, кому он принадлежит, люди пытаются уже не один год. В управляющей компании заявляют, что дорога эта – общего пользования, потому за ее содержание должны отвечать городские службы. В горадминистрации, в свою очередь, считают ее внутриквартальным проездом, за который должна отвечать управляющая компания.

Улица есть, но ее нет, потому что она не числится ни на чьем балансе. Сколько таких бесхозных дорог в Ульяновске, неизвестно, но, судя по их состоянию, – немало. В 2014 году появилась надежда, что в этой сфере будет наведен-таки порядок. Дело в том, что с тех пор объемы муниципальных дорожных фондов стали зависеть, кроме всего прочего, от протяженности дорог. Чем она выше, тем на больший объем финансирования может рассчитывать в город. Но это в теории. В условиях бюджетного дефицита этот стимул оформлять объекты в собственность исчезает. Сам процесс постановки на баланс требует средств, и муниципальные чиновники понимают, что денег можно не дождаться даже на должным образом оформленные дороги, тогда как штраф от Госавтоинспекции за ненадлежащее содержание вполне вероятен. При этом, расчищая такую дорогу, можно нарваться на статью за нецелевое расходование бюджетных средств. Потому чиновники предпочитают вовсе ничего не делать.

Проблема характерна не только для Ульяновска. По данным мониторинга кафедры местного самоуправления Высшей школы экономики, бесхозными чаще всего оказываются улицы частного сектора, придомовые проезды многоквартирных домов, дороги к дачным и садоводческим товариществам, к частным, ведомственным или бесхозным объектам, а с недавних пор – еще и к выделяемым многодетным семьям земельным участкам.

Впрочем, как заявляют в Росавтодоре, бесхозных дорог не может быть в принципе. В ведомстве ссылаются на статью 225 Гражданского кодекса РФ о бесхозяйном имуществе. Из нее следует, что если дороги не являются ни федеральными, ни региональными, значит, они относятся к сфере ответственности конкретного муниципалитета, который должен отвечать за их содержание и поддержание в техническо-эксплуатационном состоянии.

Дмитрий Минаев