Ближе к осени в областном центре начнется перестройка всей сети общественного транспорта. Изменятся маршруты — и мы будем ездить по-новому. Что ждать ульяновцам от этого чуда?

Берем пример с Москвы
С общественным транспортом у нас прямо-таки беда. Помнится, как во времена Горячева заволжцы штурмом брали «30-ый» автобус. Уехать за Волгу было невозможно. Потом появились частники на стареньких «ПАЗиках», а в середине 2000-х желтые «ГАЗели». Но проблема так и осталась. Уехать, особенно в час пик, и сегодня трудно, а после девяти вечера вообще наступает «комендантский час». Плюс ко всему, у нас старые трамваи, троллейбусы и автобусы, не хватает техники, плохая маршрутная сеть и низкая культура обслуживания пассажиров частными перевозчиками. Короче, бардак!
И вот на прошлой неделе власти решили всерьез взяться за транспортную проблему.
— Задача простая — создать комфортную систему обслуживания населения в современном транспорте. В Москве действительно многое сделано: выделенные полосы, чистый транспорт, система контроля. Будем брать пример с Москвы, — заявил губернатор Сергей Морозов, открывая специальное совещание.
А эдаким нашим спасителем стал замруководителя по транспортному планированию и информационно-аналитическому обеспечению Центра организации дорожного движения города Москвы Александр Поляков.
— Столичный опыт можно запросто применить в Ульяновске. По сути, пассажиру всё равно, кто приехал: муниципальный автобус или частная маршрутка. Главное — ехать с комфортом, — сказал московский чиновник. — Будет определенный переходный период, но к этой работе надо идти.

Нужны новые маршрутки
Легко сказать, но как? Ведь у Ульяновска свои особенности. Тем не менее специалисты считают, что навести порядок в городе и модернизировать систему общественного транспорта можно.
Во-первых, весь подвижной состав должен соответствовать единым требованиям. Это доступность, безопасность и дружелюбие.
Во-вторых, надо усилить работу на двух направлениях: ул. Врача Михайлова — Президентский мост и ул. Рябикова — переулок Тургенева — ул. Кирова.
Москвичи уже проанализировали, что 48% ульяновцев пользуется общественным транспортом. Но 66% городских маршрутов приходится на маршрутки, 11% — на автобусы, 10% — на троллейбусы и 13% — на трамваи. Беда в том, что муниципальный транспорт не отвечает спросу (тихо едет; его не дождешься; да и не всегда комфортно).
Тогда нужны хорошие маршрутки. Поставлена задача уйти от «ГАЗелей» и старых «ПАЗиков» и закупить новые «Форды», «Богданы» и другие автобусы малой вместимости.

Единый проездной
Головная боль — это заторы на дорогах. Москвичи предлагают поставить на проблемных участках средства фотовидеофиксации, а зоной повышенной аварийности считать мосты через Волгу.
Изменятся и сами маршруты, так как многие дублируют друг друга. Да и сам общественный транспорт неравномерно распределен по всему городу: по центральным улицам его много — не проехать, в пригороде его днем с огнем не сыщешь. А ведь главное — наладить связь со спальными районами. В «резервациях», например, где живут «богатенькие Буратины», можно вообще отказаться от автобусного сообщения. Там люди ездят исключительно на своих дорогих иномарках.
Под особый контроль предложено взять часы пик и увеличить в это время количество транспорта. Нужно будет привести в порядок дороги, отрегулировать светофоры на проблемных перекрестках и сделать, наконец, нормальную разметку на проезжей части.
— Мы предлагаем запустить, как в Москве, единый проездной билет, — сказал Поляков. — Это и дешевый проезд, и быстрая оплата. Один билет будет действовать в течение 90 минут. Городу нужны социальные маршруты. У нас в Москве была большая доля пенсионеров, студентов, которые на льготных условиях не могли пользоваться услугами частными перевозчиками. Сейчас это всё идет по единым нормативам. По нашим прогнозам, в Ульяновске 25% тех людей, которые могут воспользоваться льготными условиями.

Даешь метро!
Но есть другая проблема: у нас на одном берегу — трамваи, на другом — троллейбусы. Как связать два берега?
Не поверите, но острый глаз столичного гостя нашел выход. Оказывается, у нас есть участок в районе Моторного завода, где пересекаются трамвайные и железнодорожные ветви. Значит, можно создать что-то вроде надземного метро. И это реалистичнее, чем пресловутый струнный транспорт.
— Трамваи смогут запросто ходить по железнодорожным путям, — уверен Поляков. — Их не надо перестраивать.
А что? Запустить такое метро от Моторного завода до Верхней Террасы, а то до Чердаклов, согласовав движение с железнодорожниками. И никаких затрат. Можно задействовать и «отставные» электрички. Проблема перевозки с одного берега на другой отпадет.

Другого варианта нет
Вроде дело завертелось. Между областным правительством и московским департаментом транспорта было подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в плане развития транспортной инфраструктуры. Кстати, наш регион стал первым, с кем подписан такой документ.
— Решение о сотрудничестве было принято еще во время проведения «Дней Москвы» в Ульяновске, — сказал первый зампред облправительства Андрей Тюрин. — У москвичей большой опыт, нам это интересно. Другого варианта нет. Теперь город подготовит техзадание, в конце февраля проведем конкурс и определим, кто будет заниматься оптимизацией пассажирских перевозок. Мы готовы выслушать все предложения. Главное, чтобы всё было в рамках безопасного дорожного движения. Три месяца отведут на работы по определению «Стратегии», и к осени планируется начать перезагрузку сети общественного транспорта.
В общем, в городе появится совершенно новая схема движения автобусов и маршруток. Будем привыкать!

А кто-то против
— Это далеко не первая «Стратегия», — говорит экс-мэр Ульяновска Павел Романенко. — Сегодня на хозяйственном дворе и в бюджетном кармане вновь «сифонит», как и 15 лет назад, — очень сложно будет одномоментно сконцентрировать достаточный ресурс.
Другие считают, что московский опыт хорош только с технической стороны, с организационной он нам не подходит. У нас своя специфика: тот же новый мост, нижний его ярус запроектирован под «электро».
— Маршрутки в Москве никуда не делись, их только перекрасили в синий цвет, — сказал нам водитель Валерий Петров. — Но вот по расписаниям до сих пор не совсем получается работать. Но из бюджета столицы частникам выплачивают компенсации за выпадающие доходы за перевозку льготников.
Против перестройки и местные частные перевозчики.
— Мы провели свой опрос: 70% населения говорит, что нецелесообразно что-то ломать и менять, наоборот, нужно всё улучшать, решать проблему утреннего и вечернего часа пик, — считает исполнительный директор «Транспортного альянса» Виктор Сидоренко.
В общем, уже появились недовольные. Но кто будет примирять обе стороны? «Мэрия», как и облправительство, обеими руками за москвичей.
Не получится ли у нас «по-черномырдински»: «Хотели как лучше, а вышло как всегда»?

Тем временем
По информации администрации Ульяновска, до 2021 года число автобусов марки «ГАЗель» сократится в три раза. Оставшиеся машины отправят на низкорентабельные маршруты. В 2017 году из левобережья в правобережье пустят маршрут по принципу «Троллейбус — Автобус — Трамвай» по электронной карте (бесплатные пересадки в течение 60 минут). В планах и автобусный маршрут, связывающий два берега: от ул. Шоферов до ул. Железной Дивизии (Дамба), который позволит за одну оплату осуществить две пересадки: с троллейбуса на автобус, с автобуса на трамвай. А 1 июля каждый пользователь интернета сможет в режиме реального времени отслеживать движение каждого автобуса, троллейбуса или трамвая.
Арсений КОРОЛЕВ