Василий Мельник
ОДН как наркотик – его хочется снова и снова. Не успело вступить в силу постановление правительства России о переносе расхода ресурсов на общедомовые нужды в раздел «содержание жилого помещения», как все структуры в Ульяновске, которым постановление наступило на хвост, впали в истерику. С толку сбиты даже областные власти.
Это было, конечно, гениальной аферой: придумать фикцию, назвать ее как-нибудь позабористей – ОДН, шестой год крутить-вертеть, наматывая на нее нервы граждан и собирая с них сотни миллионов рублей только в Ульяновской области и десятки миллиардов по России, изворачиваться и находить лазейки в обход любых попыток руководства страны хотя бы что-то в этой сфере упорядочить. Вот и сейчас наблюдается очередное изворачивание ульяновских чиновников и коммунальщиков с целью не упустить попавший в руки навар.
Правительство, наконец, сообразило, что ресурсы, потребляемые на так называемые общедомовые нужды, имеют мало общего с потребляемыми в квартирах. Что это, словом, то, что идет исключительно на обслуживание мест общего пользования. Так и должно быть оформлено в законодательстве. Так и оформили, издав в июне 2015 года Федеральный закон №176-ФЗ, которым потребление на ОДН перенесли в строку «содержание» и ограничили его нормативом; и в декабре 2016 года – Постановление правительства РФ №1498, в котором описана технология воплощения этих изменений в жизнь.
Вопли в Ульяновске раздались еще до прихода первых платежек «по-новому». Что, дескать, это же все должны теперь платить, невзирая на проведенные энергосберегающие мероприятия, сведшие ОДН, к примеру, в ноль или вообще в минус. А нормативы получаются нереальными, завышенными в разы, и лучше уж платить по-старому – согласно показаниям приборов учета. Напели все это областному руководству, которое заявило о приостановке на территории области действия Постановления №1498 и начислениях платы за ОДН «по-старому». Иначе говоря, по счетчикам. Правда, сами коммунальщики признаются, что не знают, как выполнять областное распоряжение, которое противоречит федеральному законодательству и даже отменяет его.
Хочется верить, что область руководствуется искренними мотивами, а не корыстью тех, кто на ЖКХ кормится, искажая смысл 1498-го постановления. Никто в регионе это постановление, конечно, не отменял и не может отменить, да оно в этом и не нуждается. Изменения им внесены в разные документы, в том числе в Правила предоставления коммунальных услуг №354 от 6.05.2011 г. Пункт 31 этих Правил дополнен подпунктом «ж(1)» следующего содержания: «…использовать показания коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии… при определении размера платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды».
Истерить не нужно – все, что требуется, уже есть. И есть положение 176-го закона (п.10, ст.12) о том, что размер расходов ресурсов в целях содержания общего имущества «не может превышать норматив…, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года». Плата, заметим, берется не в размере норматива, как начали это трактовать у нас в Ульяновске, а в размере, не превышающем норматив. И если в вашем доме ОДН нулевой, нулевым он и остается.
Но есть во всем этом деле и один момент, который ни власти, ни коммунальщики упорно не хотят замечать и, пытаясь отвести от него внимание ульяновцев, наводят тень на плетень. Скажем, директор Департамента цен и тарифов облправительства Сергей Ципровский, жалуясь на постановление №1498, в числе прочего говорит в одном из официальных изданий: «Кроме того, появилась новая услуга, которая должна быть включена в содержание и ремонт – норматив на водоотведение, которого пока нет». Но не ему бы сетовать-то. Он по своему должностному положению досконально знает или, во всяком случае, обязан знать, что тут и к чему, где реальность, а где злонамеренный подлог. Как, например, он представляет себе это водоотведение в целях обслуживания общедомового имущества? Вся вода, которая приходит в дом, после использования уходит через канализацию квартир (другого пути просто нет), и оплачивается эта услуга жильцами как полученная в квартирах. Если ввести еще и отдельное водоотведение на ОДН, получится, Сергей Викторович, двойная оплата одной и той же услуги, что противоречит и логике, и закону, ведь так? Или Вам известен какой-то другой вариант на этот счет? Никакого затруднения тут, однако, нет : водоотведение для ОДН означает, что места общего пользования должны быть оснащены кранами и сливами, как это и оговорено в жилищном законодательстве. И Постановление №1498 еще раз специально акцентирует этот момент. Пункт 4 Правил установления нормативов №306 от 23.05.2006 г. дополнен подпунктом «4(1)», который гласит: «При определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества… учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома: а) в отношении холодной и горячей воды – этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием…». Пункт 11 Правил содержания общего имущества №491 от 13.08.2006 г. дополнен подпунктом «л», устанавливающим «приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения…».
Это как раз о кранах и сливах на лестничных площадках. Если они есть, конструктивные особенности дома предусматривают отдельное потребление и приобретение ресурсов на цели обслуживания общего имущества, и предусматривают, следовательно, оплату этих услуг. Если водоразборных устройств и санитарно-технического оборудования на площадках нет, такое потребление не предусмотрено и оплаты нет. И Вы, Сергей Викторович, лучше, чем кто-либо знаете, что в абсолютном большинстве жилых домов области вода для мытья лестниц берется из кранов в квартирах и оплачивается их хозяевами, а после мытья выплескивается в унитазы все тех же квартир либо на придомовой территории. Ресурсы специально на ОДН не приобретаются и не расходуются, и потому платы за ОДН быть не может, что Вам и следует разъяснить своему руководству в областном правительстве.
Разъяснить, что те, кто добивается отмены 1498-го постановления, на самом деле добиваются отмены условия о необходимости оснащения мест общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, чтобы возникло право требовать плату за ОДН. Это те, кто не желает слезать с иглы, и их покровители во власти, которые, получая свою долю – дозу, под шумок неразберихи с ОДН по электроэнергии пытаются завалить все постановление. А проблема с электричеством действительно есть. Она – в абсурдности расчета норматива исходя из площади общего имущества. Расчет должен вестись исходя из количества токоприемников в местах общего пользования и их мощности. По воде же ОДН в большинстве домов законодательством не предусмотрены, нет по ней и проблем. Надо всего лишь исключить эти ОДН из платежных документов. Подлые же игры пора прекратить и не вынуждать ульяновцев обращаться за помощью к президенту России Владимиру Путину.
Василий Мельник