В регионе произошел уже второй за этот год случай подросткового суицида. Получается, что дети сводят счеты с жизнью с периодичностью раз в месяц. В минувшие выходные в Ульяновске 16-летний школьник выбросился из окна квартиры на 8 этаже.
Трагедия произошла на ул. Корунковой в Засвияжском районе. Со слов матери, сын разбудил ее где-то в полночь, сказал, что ему плохо: якобы начал психовать, бросил телефон. Затем побежал на кухню, открыл окно и сиганул вниз. Всё произошло на глазах у матери. От полученных травм парень скончался до приезда скорой помощи.
Региональный Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства». Известно, что Максим воспитывался в неполной семье, хорошо учился в 52-й школе. Ничего странного за ним не наблюдалось. Занимался спортом и был жизнерадостным.
Трагедию сразу же стали активно обсуждать в соцсетях. Чего только не писали: и что всё это из-за наркотиков, поссорился с девушкой (якобы разговаривал с ней перед смертью), и что был зомбирован неким «Синим китом».
— По результатам судмедэкспертизы, следов наркотических веществ и алкоголя в организме подростка не обнаружено. Следователи изъяли некоторые личные вещи парня, в том числе компьютер, — сказал старший помощник руководителя регионального СКР Александр Сорокин. — Особое внимание будет уделено изучению социальных контактов в интернете.
Сейчас все обсуждают, что некоторые подростки входят в так называемые социальные «группы смерти», например «Синий кит» (тематика сообществ построена вокруг темы китов, которые по неизвестной причине выбрасываются на берег и погибают). Но могли ли соцсети спровоцировать самоубийство?
— Вопрос поставлен неправильно, — сказала нам замдиректора ульяновского Центра социально-психологической помощи семьи и детям «Семья» Светлана Макарова. — Всё зависит от человека. Надо смотреть, как он реагирует на соцсети, насколько зависим от интернета. Дети вообще по-другому воспринимают жизнь и смерть. И когда появляются подобные игры в сети, то они вполне могут заиграться. Но не надо создавать волну. Хотя риск определенный есть, особенно для неустойчивой психики.
Следователи уже выяснили, что погибший юноша не был зарегистрирован в «группах смерти». Теперь проверяются другие сообщества.
Увы, это не первый случай суицида в этом году. Напомним, что 7 января в селе Новиковка (Старомайнский район) повесилась 15-летняя девочка. А в ноябре прошлого года прыгнул с крыши 9-этажного дома 11-классник, который подозревался в нападении на подростков возле «Аквамолла».
— В прошлом году было возбужденно 11 уголовных дел по суицидам, — сказал Александр Сорокин. — Два из них — по подросткам.
И в этом году уже два дела. Почему же молчит власть?
— Нужно бить в колокола, ведь многих детей подталкивают к суициду так называемые «группы смерти» в соцсетях, — считает председатель региональной Палаты справедливости и общественного контроля Захар Мисанец. — Нужно сегодня создавать постоянно действующие студенческие отряды по подобию «25-тысячников», которые когда-то создавали колхозы. В эти отряды должны войти опытные педагоги, студенты старших курсов, психологи. Они должны общаться с подростками в соцсетях. Почему дети ушли в интернет? Потому что близкие не занимаются их проблемами. А детям надо объяснять, что жизнь одна и ее не повторить, как в играх. И суицид — это не игра. Считаю, что именно власть должна создавать такие «отряды». Причем создавать их было нужно еще вчера. А людям за то, что они будут спасать наших детей, нужно платить зарплату.
Кстати, трясет не только Ульяновск. 27 февраля две школьницы в Усть-Илимске (Иркутская область) прыгнули с крыши 14-этажного дома. Погибшие девочки могли состоять в так называемой «группе смерти» в социальной сети. Напомним, что Следственный комитет в мае 2016 года начал расследование деятельности «групп смерти» в соцсети «ВКонтакте». На счету провокаторов минимум 15 погибших детей, совершивших суициды в различных регионах.
Арсений КОРОЛЕВ.