Василий Мельник
Ульяновская налоговая политика ведет к распаду инфраструктуры гаражно-строительных кооперативов (ГСК) и деградации этой сферы общественной жизни.
На обращение председателей ГСК Ульяновска к руководству города, в котором они просят установить ставку налога на землю под гаражами на уровне соседних областных центров (см. об этом материал «Живем в три раза лучше, чем в Самаре?» в «СК» за 22.02.2017 г.), пришел еще один ответ от главы города и Городской Думы Сергея Панчина. Первый был, напомню, с заверением, что проблема находится на контроле и что власть постарается сохранить уровень социальной защиты наименее защищенных жителей Ульяновска. Теперь Сергей Сергеевич сообщает авторам обращения, что вопрос рассмотрен на заседании профильного комитета Гордумы, где были представлены варианты возможного снижения налоговой нагрузки для ГСК. Главе Ульяновска Алексею Гаеву рекомендовано до 1 апреля разработать проект решения о предоставлении в 2017 году льгот по уплате земельного налога под гаражами, принадлежащими отдельным категориям граждан.

Сейчас в нашем городе действует налоговая ставка в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земли. Требуемый с ГСК налог в результате исчисляется суммами под 100 тысяч рублей. В Самаре при переходе на кадастр, когда земля вздорожала одномоментно в 10-15 раз, ставка налога была снижена до 0,45 процента. В Пензе, по некоторым сведениям, – и вовсе до 0,3 процента. У нас остались все те же 1,5 процента. Среди тех, кому предполагается предоставить льготу по налогу, названы Герои Советского Союза, Герои России, герои труда, кавалеры всех орденов Славы и так далее. И еще, как пишет Сергей Панчин в своем ответе, «в целях стимулирования граждан к оформлению в собственность земельных участков под гаражами» льготы по налогу на год рекомендовано дать и им тоже.

Смущает в этом списке возможных льготников отсутствие простых людей, не героев, еще не старых, сидящих на зарплате в 10-12 тысяч рублей, имеющих детей и не имеющих ни от кого никаких льгот. Им-то как жить? Главу города к тому же вводят, видимо, в заблуждение его помощники, включившие в письмо тезис о «стимулировании граждан к оформлению участков под гаражами в собственность». Не работает этот механизм, о чем «СК» уже писал. Земельный участок под гаражами по условию закона о «гаражной амнистии» должен быть неделимым и иным быть не может, в силу того, что гаражи имеют общие стены и, следовательно, не могут быть разделены. Это означает, что оформление участков в собственность возможно только по заявлениям всех без исключения членов ГСК, поданным одновременно. Ситуация совершенно нереальная, поскольку кто-то не хочет оформлять как раз из страха быть задушенным налогом (и страх этот, как видим, в Ульяновске небезоснователен), кому-то такая собственность просто не нужна, кто-то не способен на эти «подвиги» в силу возраста или бедности. А большинство членов ГСК – это люди все-таки бедные. Кто с деньгами, в такие муравейники не лезут, строят свои дома, где и размещают гаражи.

Так что плательщиками налога остаются ГСК, которые эту ношу уже не тянут, поскольку не имеют денег. Все больше участников ГСК из-за той же, думаю, бедности перестают платить членские взносы. Мер воздействия на них практически никаких нет. Свет разве что могут отключить там, где он есть, так пусть отключают, им не жалко. Отрасль, одним словом, находится в стадии упадка, и чтобы ее хоть как-то поддержать, следовало бы снизить ставку не до 0,3 процента, о чем просят руководители ГСК в своем обращении, а, возможно, вообще до нуля. Не играть каждый год этими льготами и не делить людей на категории, а просто установить низкую ставку, как в других регионах. Нет золотых жил в этих ГСК, и бюджет они не спасут, как налоги ни накручивай. Сами только в руины превратятся. Если руины и нужны, то ставку надо держать высокой. Тут все правильно.