Юрий Кашинский
Завидую Бараку Обаме, но не тому, кто был президентом Соединенных Штатов, а тому, кто перестал им быть.

Недавно телеканал Euronews показал кадры, на которых Обама отдыхает на маленьком карибском острове. Остров принадлежит другу 44-го президента США. Это одно из райских мест на Земле, где вечное лето, пальмы и синяя морская гладь. Барак Обама осваивал серфинг – катание на доске по волнам. Мне приходилось видеть это развлечение на Средиземноморье: красиво и требует от серфингиста сноровки и изрядной силы. И то и другое у Обамы в его 56 лет, видимо, еще есть. После тренировки он, улыбаясь на все зубы, нежился под горячим карибским солнцем. Вдали от шума городов и их суеты. И, думаю, с чувством выполненного долга.

Финал его президентства оказался поистине феноменальным, какого не ожидал, вероятно, и он сам. В эти восемь лет во главе Америки к нему было немало претензий со стороны граждан США, не позволявших его рейтингам забираться высоко, но на фоне того, что шло ему на смену, популярность Обамы резко взлетела вверх, и ушел он на ее пике. Американцы вдруг поняли, что они теряли. А теряли они очень дружелюбного человека, на лице которого, кажется, никогда не было злой гримасы и почти всегда была улыбка. Он не обижался на прессу, понимая, что она – один из краеугольных камней американской демократии, равноценный такому камню, как всенародно избранный президент. Человек с блестящим чувством юмора, он много шутил, в том числе и над собственной персоной, не относясь к ней, судя по всему, слишком уж серьезно, как, наверное, и следует относиться к себе всякому, кто понимает, что такое жизнь.

Во время его президентства экономика США преодолела глубочайший кризис, охвативший все государства мира, и вышла на устойчивый рост. К концу 2016 года в Штатах была обеспечена практически стопроцентная занятость населения. Обама начал реформу медицинского страхования, нацеленную на доступность здравоохранения всем в стране, по которой медпомощь пришла примерно к 40 миллионам американцев, до того ее не имевшим. Он резко снизил напряженность между США и Кубой и попытался это же сделать с Ираном. Преемник Обамы Дональд Трамп, занятый пока исключительно тем, что кусает своего предшественника, обвинил его в мягкости, из-за которой из Украины был выведен Крым, но это, видимо, потому что Барак Обама в принципе избегал силовых методов в политике, поверив, возможно, что мир ушел от таких «практик».

Главой Америки он был в условиях жесткой оппозиции Конгресса, в верхней палате которого большинство принадлежало республиканцам, без конца вставлявшим в колеса инициативам президента-демократа палки. Часть решений ему приходилось вводить указами, но он, понимая, что это и есть знаменитая американская система сдержек и противовесов, не впадал в истерику и не пытался шельмовать политических оппонентов. Они тоже воздерживались от агрессивных выпадов, тем более что как личность Обама не давал к тому повода. Вокруг него не было практически ни одного скандала – ни финансового, ни сексуального, ни какого-либо еще, и против него не выкатывался сколь-нибудь серьезный компромат, что подтверждает его реноме как честного, порядочного, не алчного, не развратного, не тщеславного человека. Что уже само по себе оздоравливало атмосферу в американском обществе.

И вот на смену позитивно настроенному, добродушному, здоровому морально и психически Бараку Обаме пришла его полная противоположность – переполненный злобой, закомплексованный и ненавидящий людей Трамп. В США уже открыто говорят о его душевной неуравновешенности. Группа крупных психиатров опубликовала на этот счет специальное обращение, отступив от так называемого правила Голдуотера, политика, участвовавшего в середине прошлого века в президентских выборах. Пресса обнародовала тогда мнение специалистов о его проблемах с психикой, и он выбыл из предвыборной гонки. По следам того скандала медицинское сообщество и договорилось впредь таких вещей о кандидатах во время избирательной кампании не публиковать.

Но первые сигналы о психических проблемах Трампа появились еще до дня голосования – врачи посчитали, что он может быть опасен для общества. Ему заочно поставили сразу несколько диагнозов, в числе которых «агрессивный нарциссизм», самовлюбленность, иначе говоря. Но наиболее очевидным кажется другой, а именно – депрессивно-маниакальный синдром. Достаточно ведь лишь взглянуть, чтобы увидеть его потухший взгляд, оскал вместо улыбки и понять, что он, скорее всего, в сильнейшей депрессии, осложненной манией величия. Но как же он смог поб-едить на выборах? Скажем, так же, как в свое время Адольф Гитлер, бывший явным психопатом и с триумфом приведший свою партию к победе. Штаты Трамп уже вверг в рост социальной и национальной напряженности и почти в войну всех против всех. Что ни день, то грохот новых скандалов в его администрации, дестабилизирующих как саму Америку, так и прочие страны. И Трамп останется в истории как человек с пещерными взглядами, подталкивавший мир к вратам ада, а Обама и еще Ангела Меркель – как люди, пытавшиеся предотвратить очередную попытку в этот ад низвергнуться. Просто они любят, видимо, жизнь, что и демонстрируют кадры с острова в Карибском море.