Главный областной полицейский Юрий Варченко сегодня отчитывается в Заксобрании Ульяновской области о работе его ведомства за прошлый год. Одним из важных вопросов, очевидно, станет ситуация в регионе с подростковой и молодежной преступностью. В преддверии отчета мы попытались понять, насколько она сложна, но из официальной информации разных ведомств вынесли другое – реальной оценки происходящего они дать не могут.

“Результаты проверки свидетельствуют, что на территории Ульяновской области имеются факты вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, однако в масштабе региона они не носят системного характера”, – такой ответ пришел руководителю ульяновского НП «Родительское собрание» Константину Долинину, а также сенатору от региона Вадиму Харлову и депутату Госдумы Сергею Маринину из МВД России на обращения по поводу критической ситуации с молодежной преступностью, сложившейся в Ульяновской области. Напомним, обращения появились после стычки, произошедшей в ноябре прошлого года у входа в торговый центр «Аквамолл». Подросток напал с ножом на двух сверстников, которые, как предполагается, вымогали у него деньги. Позже нападавший покончил с собой.

Произошедшее стало очередным поводом для разговоров о накаляющейся криминальной обстановке в молодежной среде в Ульяновске. Торговые центры города и вправду становятся местом концентрации подростков и впоследствии преступлений с их участием, подтверждается ответами УМВД Ульяновской области на наш запрос.

Ульяновцы это тоже замечают. В начале марта в соцсетях появилась информация о группе подростков, действующей в торговом центре “Версаль” на улице Карла Маркса в Ульяновске. Свидетели рассказывали, что молодые люди налетают стайкой на одиноких сверстников и занимаются рекетом – требуют с них деньги.

В полиции на эту информацию отреагировали. Как нам сообщили, в начале месяца в ТЦ “Версаль”, “Самолет” и “Аквамолл” сотрудниками полиции проводились профилактические мероприятия, в том числе в вечернее время. При этом нарушений общественного порядка и каких-либо противоправных деяний полицейские не выявили.

В целом, согласно ответу УМВД по региону, говорить об осложнении обстановки среди молодежи нет оснований. Согласно статистике, подростковая преступность в области за последние годы снизилась. Так, за пять лет число преступлений с участием подростков уменьшилось на 18 процентов. Журналисты, описывающие состояние с молодежной преступностью в Ульяновской области как критическое, делаются вывод в ответе полиции, опираются на собственные эмоции и доводы, игнорируя объективные показатели статистики.

С вопросом о видении ситуации с подростковой преступностью и о принимаемых мерах ее профилактики мы также обратились в городскую администрацию. Ранее в ее структуре существовал комитет по делам молодежи и спорта. Сейчас вопрос работы с молодежью отдан управлению образования. Одновременно аналогичные вопросы были заданы региональному минобразования. На уровне региона прежде работал департамент по делам молодежи. Сейчас этот вопрос находится в полномочиях департамента допобразования, воспитания и молодежи.

Многостраничный ответ, пришедший из горадминистрации, полон цифр, свидетельствующих: работа ведется. Управление образования, например, ежедневно проводит анализ происшествий с участием школьников, рабочая группа по профилактике правонарушений несовершеннолетних при ведомстве за прошлый год собиралась 51 раз, то есть раз в неделю. Информация о школьниках, попадающих во внимание комиссии ПДН, соцорганов или школьной администрации, включается в городской банк учащихся. Сейчас в нем значится около 1700 детей. В прошлом году участниками преступлений стали дети из 23 школ города.

Профилактикой правонарушений в Управлении образования называют воспитательную работу. Для родителей это собрания и общественная работа. Для детей – классные часы, акции и встречи по темам здорового образа жизни и предупреждения преступлений и занятость в каникулы и послеурочное время. По данным Управления, в прошлом году в работе различных детских объединений было задействовано 94 процента проживающих в Ульяновске детей и подростков. На областном уровне профилактикой подростковой преступности также называют правовое просвещение для детей: уроки, акции и встречи по этой теме, – и просветительскую работу с родителями.

Казалось бы, статистика говорит о снижении преступности, детям и родителям все много раз рассказано, почти все подростки заняты в объединениях по интересам и бояться, что они окажутся включены в криминальную систему, не стоит. Но всплывающая между делом информация указывает на другое. Несмотря на проводимые совещания, подсчеты статистики и прочее, представления о том, что в реальности происходит в подростковой и молодежной среде с точки зрения включенности ее в криминальную сферу, нет. К примеру, полиция ответила на наш вопрос о числе подростковых объединений с антиобщественной направленностью, но никакой информации по вопросу их связей со «старшими» преступными объединениями не дала. Также правоохранительное ведомство не всегда получает информацию о подростковых конфликтах. Речь об этом шла на обсуждении ситуации с подростковой преступностью по следам случившего у «Аквамолла» в Заксобрании, об этом же говорят опрошенные нами родители. Эксперты указывают и на проблему распространения в молодежной среде более доступных и более сложно выявляемых синтетических наркотиков, масштабы которой пока оценить трудно.

Недостаточность имеющейся информации подтверждают и итоги различных обсуждений происходящего в молодежной среде на региональном уровне. Как сообщили нам в минобразования, с 1 января введен автоматизированный учет детей в системе дополнительного образования, призванный показать, насколько действительно, а не по отчетам, дети заняты во второй половине дня. Кроме того, в области запущен соцопрос о ситуации с криминальной обстановкой в молодежной и подростковой среде.

Лидия Пехтерева