Полный текст выступления начальника УМВД России по Ульяновской области генерал майора полиции Юрия Варченко на заседании Законодательного Собрания Ульяновской области 22 марта 2017 года.
Читайте также: Главный полицейский прокомментировал дело экс-заместителя Осянина.

– По итогам работы за 2016 год в Ульяновской области практически на 7% наблюдается снижение массива зарегистрированных преступлений. Уровень преступности в расчете на 10 тыс. населения составил 121,8 преступления (РФ – 150,3; ПФО – 136,3).
В органах внутренних дел зарегистрировано 3181 тяжкое и особо тяжкое преступление, что на 12,5% меньше показателя прошлого года (РФ: -11,9%; ПФО: -10,0%). В прошлом году меньше совершено умышленных убийств (-9,6%),фактов причинения тяжкого вреда здоровью (-10,4%,),краж имущества (-8,1%), фальшивомонетничества (-29,1%), хулиганств (-33,3%).
Количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, увеличилось на 37,2%.
На 44,9% сократилось число преступных деяний, совершенных с использованием оружия.
Снизилось количество преступлений, совершенных лицами, ранее нарушавшими закон (-13,9%, РФ: -2,0%, ПФО: -0,2%). Сокращение преступных деяний данной категории отмечено во всех территориальных органах внутренних дел области.
Меньше зафиксировано преступлений, совершенных лицами без постоянного источника дохода (-14,0%).

Состояние и результативность борьбы с экстремизмом и терроризмом

Другим не менее важным направлением деятельности УМВД России по Ульяновской области остается повышение эффективности деятельности по противодействию проявлениям экстремизма, терроризма, усилению мер безопасности в местах с массовым пребыванием граждан, обеспечению антитеррористической защищенности систем жизнедеятельности.
Вопросы, связанные с противодействием терроризму и экстремистской деятельности, в прошедшем году более 40 раз становились темой обсуждения как на совещаниях при руководстве регионального управления внутренних дел, так и на межведомственных совещаниях правоохранительных органов, органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Сотрудниками ЦПЭ УМВД совместно с другими правоохранительными органами и заинтересованными ведомствами реализован комплекс оперативно – разыскных и профилактических мероприятий по противодействию экстремистским проявлениям со стороны молодежных, религиозных и иных организаций.
На постоянной основе сотрудниками Центра осуществляется мониторинг сети Интернет для отслеживания групп националистической направленности и иных неформальных молодежных объединений, а также радикальной исламской тематики.
Совместно с прокуратурой области и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Ульяновской области осуществляются мероприятия по выявлению находящихся в свободном доступе интернет -сайтов, где размещается информация (видео- и аудиозаписи), признанная экстремистской, с целью ограничения доступа к сведениям экстремистского содержания (интернет-ресурсам).
С целью выявления фактов распространения экстремистских материалов, нацистской символики и атрибутики осуществлены проверки торговых точек, книжных магазинов, библиотек, а также полиграфических организации.
В прошедшем году внесено 41 представление и предложение в государственные органы, организации и общественные объединения представлений и предложений об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений экстремистской направленности.
За отчетный период на территории Ульяновской области возбуждено 9 (-30,8%) уголовных дел экстремистской направленности, к административной ответственности привлечено 68 человек.
Исходя из этноконфессиональной, национальной, общественно-политической и социальной обстановки в Ульяновской области, для исключения причин и условий, способствующих распространениюэкстремистских воззрений проведено 923 профилактических беседы с членами молодежных общественных объединений; 992 – с представителями религиозных конфессий и общественных организаций, представляющих интересы национальных диаспор.
В результате принятых мер в 2016 году на территории области не допущено диверсионно-террористических актов и экстремистских акций.

Эффективность принятых мер по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности

Подразделениями органов внутренних дел успешно выполнены задачи по обеспечению общественной безопасности в ходе проведения в сентябре 2016 года выборов депутатов Государственной Думы, которые в нашей области совпали с выборами Губернатора.
Реализован комплекс профилактических и упреждающих мер, направленных на не допущение нарушений правопорядка во время проведения в регионе почти тысячи (927) общественно-политических и массовых мероприятий. В их числе наиболее значимыми оказались 36-й чемпионат мира по хоккею с мячом, 7-й Всероссийский сельский Сабантуй, празднование 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. В целом в мероприятиях приняло участие более полутора миллионов человек. Серьёзных нарушений общественного порядка не допущено.
В соответствии с Планом комплексного использования сил и средств УМВД России по городу Ульяновску по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах в зону обслуживания автопатрулей входят торгово-развлекательные центры. Осуществляются ежедневные профилактические обходы данных территорий сотрудниками ПДН и УУП.
Особое внимание уделяется ТРЦ «Аквамолл» территория, которого включена в перечень мест массового скопления граждан, в том числе молодежи, подлежащих отработке в рамках проведения мероприятий «Единый день профилактики».
По итогам работы за 12 месяцев 2016 года на территории региона по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 10,8% количество преступлений, совершенных в общественных местах, в том числе на 7,5% на улицах, площадях, в парках, скверах.

По линии народных дружин

УМВД России по Ульяновской области приняты меры по организации взаимодействия с органами местного самоуправления, направленные на создание в районах области народных дружин и эффективность их деятельности.
Сотрудниками полиции при участиинародных дружинников выявлено 2471 административное правонарушение, раскрыто 66 преступлений, проверено 5981 лицо, состоящее на профилактическом учете в органах внутренних дел, в том числе – 1926 несовершеннолетних. Всего в охране общественного порядка в отчетном периоде задействовалось более 26 тысяч дружинников.
Вместе с тем, в ряде районов области деятельность по привлечению дружин, по-прежнему, остается на низком уровне.
По-прежнему крайне низко организована деятельность народных дружин в Ульяновском, Кузоватовском и Карсунском районах. Дружинники в указанных районах, в том числе народных дружин МО «Карсунское городское поселение» и казачьей дружины Станичного казачьего общества «Станица Карсунская», задействуются только в охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий. Патрулирование улиц совместно с сотрудниками полиции не осуществляется.
В 2017 годупланируется продолжить привлечение народных дружинников к обеспечению охраны общественного порядка на территории региона, в том числе при проведении массовых мероприятий, а также организовать их обучение на базе Центра профессиональной подготовки УМВД.

Организация защиты экономики региона от преступных посягательств

В истекшем году на территории региона реализованы организационные и практические меры, направленные на обеспечение экономической безопасности и противодействие коррупции.
Принимаемыми мерами удалось повысить эффективность по выявлению экономических преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере (+10,8%), преступлений против собственности (+21,6%) в том числе фактов присвоений и растрат (+58,9%), а также налоговых преступлений (+34,7%).
Результативнее пресекались преступные посягательства в сфере жилищно-коммунального (+18,2%), сельского (+183%) и лесного хозяйства (+267%), а также строительства (+60%), связи (+137,5%) и страхования (+700%).
Из 503 миллионов 242 тысяч рублей ущерба, причиненного преступлениями экономической направленности, принятыми мерами удалось обеспечить возмещение 404 миллионов 503 тысяч рублей, что составляет 80,4%.
В сфере промышленности региона в 2016 году реализован комплекс мер по выявлению и пресечению незаконного изготовления и оборота товаров промышленного производства. В результате принятых мер выявлено 3 преступления данной категории, 2 из которых связаны с незаконным использованием чужого товарного знака.
Продолжается проведение мероприятий, направленных на борьбу нелегальным оборотом алкогольной продукции и ликвидации мест ее кустарного производства на территории области.
За 2016 год поставлен на учет 1521 административный протокол, связанный с незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции. Из незаконного оборота изъято 1120,6 тонны спиртосодержащей жидкости.
В результате реализации мероприятий, направленных на борьбу с хищением бюджетных средств, государственного и муниципального имущества, по итогам 2016 года выявлено 61 преступное посягательство на бюджетные средства. Из общего количества выявленных преступлений 32 совершены в крупном и особо крупном размере, 56 относятся к категории тяжких и особо тяжких. На рассмотрение суда направлены уголовные дела по 19 преступлениям. За совершение преступлений к уголовной ответственности привлекаются 23 лица.
В результате реализации мероприятий, направленных на защиту государственного и муниципального имущества от преступных посягательств и незаконной передачи в частную собственность в 2016 году на территории Ульяновской области выявлено 10 преступлений, квалифицированных по ст.159 УК РФ как мошеннические действия. Все они совершены путем обмана и злоупотребления доверием, а также с использованием документов, содержащих заведомо ложные сведения. Предметом преступного посягательства являлись земельные участки, принадлежащие органам местного самоуправления.
В сфере строительства в 2016 году увеличилось количество выявленных преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов, неисполнением обязанностей налогового агента, а также с сокрытием денежных средств либо имущества, за счет которого должно производиться взыскание налогов и сборов. Уголовные дела возбуждены в отношении ряда должностных лиц крупных коммерческих организаций.
Повысилась эффективность пресечения преступлений, связанных с хищением бюджетных денежных средств. В результате проведённых сотрудниками подразделений ЭБиПК оперативно-розыскных и проверочных мероприятий по данному направлению деятельности возбужден ряд уголовных дел.
В ходе работы особое внимание уделяется выявлению и пресечению преступлений, связанных с хищением и нецелевым использованием застройщиками денежных средств, полученных от участников долевого строительства многоквартирных жилых домов.
В 2016 году в сфере агропромышленного комплекса региона наиболее характерными стали следующие схемы совершения экономических преступлений: уклонение от уплаты налогов, незаконное получение субсидий и выплат, хищения путем предоставления фиктивных документов,
В сфере противодействия преступлениям в сфере ЖКХ в 2016 году возбужден ряд уголовных дел по нелегальным работам, касающихся капитального ремонта. Задокументировано 3 преступления, связанных с хищением денежных средств, поступивших от граждан в качестве платы за услуги водоснабжения и потребленные газ и электроэнергию. По окончании расследования уголовные дела направлены на рассмотрение суда.
В сфере лесопромышленного комплекса выявлено 10 преступлений экономической направленности по фактам незаконных действий, связанных с незаконной рубкой лесных насаждений.
Реализуется комплекс мер по противодействию теневой экономике, незаконным видам деятельности, легализации денежных средств, полученных преступным путем.
Пресечены факты незаконной игорной деятельности, осуществляемой участниками двух криминальных структур в целях получения финансовой подпитки. По данным фактам в 2016 году возбуждены 5 уголовных дел по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.171.2 УК РФ.
В настоящее время уголовные дела находятся в стадии расследования, принимаются меры по изобличению виновных лиц и привлечению их к уголовной ответственности.
В 2016 году расследовано 25 преступлений экологической направленности, входящих в компетенцию органов внутренних дел, 22 из которых уже направлено в суд. Основная масса расследованных преступлений связана с незаконной добычей водных биологических ресурсов и незаконной рубкой лесных насаждений.

Состояние и результативность работы по противодействию коррупционным проявлениям

В сфере противодействия коррупции в 2016 году достигнуты следующие результаты.
Сотрудники подразделений экономической безопасности уделяли особое внимание выявлению должностных преступлений, фактов взяточничества в крупном и особо крупном размере, пресечение коррупционных проявлений со стороны должностных лиц органов власти и управления.
В результате по итогам года отмечается повышение эффективности выявления и пресечения фактов взяточничества в крупном и особо крупном размере. Средний размер взяток по задокументированным преступлениям увеличился почти в 40 раз, и составил 280,2 тыс. рублей.
Изучение и применение практики документирования посредничества во взяточничестве позволило сотрудникам ЭБиПК выявить 2 преступления указанной категории, сумма взяток по которым составила 1,5 млн. рублей.

Сотрудники ЭБиПК были ориентированы на выявление преступлений, совершенных должностными лицами, в том числе имеющим отношение к распределению бюджетных денежных средств и организации конкурсных мероприятий.
Так, в 2016 году возбужден ряд уголовных дел по фактам противоправных действий должностных лиц администраций нескольких муниципальных образований Ульяновской области, связанных с ненадлежащей формой проведения торгов, передаче муниципального имущества в неправомерное владение и частную собственность, расходованием бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.

Эффективность принятых мер по профилактике и противодействию преступности несовершеннолетних

УМВД России по Ульяновской области в соответствии с требованиями руководящих документов МВД России и складывающейся оперативной обстановкой в регионе реализован комплекс мероприятий, направленных на профилактику пьянства и наркомании среди несовершеннолетних, иных негативных проявлений среди молодежи. В 2016 году из 85 регионов Ульяновская область находится по количеству преступлений, совершенных несовершеннолетними на 47 позиции, по уголовно – наказуемым деяниям, совершенным подростками в составе групп на – 52.
За 12 месяцев 2016 года на территории Ульяновской области организованы и проведены ряд межведомственных операций, таких как «Зимние каникулы», «Занятость-2016»,оперативно – профилактические операции «Дети улиц», Хмель, межведомственная операция «Stop – наркотик!» и т.д.
Реализован комплекс дополнительных мероприятий по выявлению нарушений требований Закона Ульяновской области от 30.03.2009 года № 23-ЗО «О некоторых мерах по предупреждению на территории Ульяновской области причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию».
С целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сотрудниками ОВД области проведено более 6200 лекций, бесед, тематических выступлений, в средствах массовой информации размещено 194 материала.
На постоянной основе проводятся оперативные мероприятия по выявлению лидеров, организаторов и иных взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в противоправную деятельность.
Составлено 6418 административных протоколов за совершение различных правонарушений подростками и в отношении них, в том числе
на несовершеннолетних – 724, на родителей – 5516, на иных взрослых лиц – 178.
Принимаемыми мерами удалось не допустить всплеска криминальной активности несовершеннолетних. По итогам 2016 года зарегистрировано снижение на 13,7% количества преступлений, совершенных
с участием несовершеннолетних.
Количество несовершеннолетних участников уголовно-наказуемых деяний уменьшилось на 10,2% и составило 0,2% от общего числа детского населения, на том же уровне, как и в 2015 году.
Отмечается снижение (-44,5%) числа несовершеннолетних, совершивших повторные преступления после условного осуждения.
За истекший год не допущено совершения таких преступлений, совершенных несовершеннолетними, как изнасилование, хулиганство,хранение, изготовление, ношение оружия.
На 21,1% уменьшилось совершенных несовершеннолетними краж чужого имущества, на 27,0% – угонов автотранспорта, на 22,2% – преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Предпринятые организационные и практические меры позволили добиться снижения групповых правонарушений. В группе с участием несовершеннолетних совершено 140 преступлений, что на 4,1% меньше аналогичного периода прошлого года.
Наибольшее количество преступлений совершено несовершеннолетними в период времени с 6 до 20 часов, 53%, так, с 6 до 16 часов – 119 подростков, с 16 до 20 часов – 93, то есть в то время, когда большинство
из правонарушителей данной категории должно находиться в образовательных учреждениях или должны быть заняты внеурочной занятостью.
Из изложенного следует, что особое место в профилактике совершения преступлений несовершеннолетними на территории региона занимают контроль со стороны администраций учебных заведений, а также своевременное информирование заинтересованных представителей органов и учреждений системы профилактики за посещением учащимися учебного процесса.
За 2016 год выявлено более 4000 фактов нахождения несовершеннолетних в ночное время суток без сопровождения родителей (законных представителей), по которым сотрудниками органов внутренних дел области составлено 1066 административных протоколов.
На территории области организован ряд комплексных профилактических мероприятий, направленных на оздоровление обстановки среди несовершеннолетних, недопущение распространения среди них пьянства, табакокурения и формирование здорового образа жизни.
В 2016 году за употребление алкоголя к административной ответственности привлечено 288 несовершеннолетних, 95 законных представителей, выявлены 72 факта вовлечения несовершеннолетних взрослыми лицами в употребление спиртных напитков, в том числе четыре факта со стороны родителей/законных представителей. За нарушение правил продажи алкогольной продукции несовершеннолетним сотрудниками ОВД выявлено и составлено 72 административных протокола.
Принятыми мерами удалось добиться положительного результата.
По итогам 2016 года уменьшилось на 18,6% количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения.
Работа по профилактике наркомании в подростковой среде осуществляется УМВД России по Ульяновской области в постоянном взаимодействии всех служб и подразделений ОВД, а также в тесном контакте с органами и учреждениями, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В 2016 году за употребление наркотических веществ по ст.ст. 6.8, 6.9, ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ к административной ответственности привлечены 14 несовершеннолетних, по ст. 20.22 КоАП РФ – 8 законных представителей.
Принятыми мерами удалось не допустить всплеска преступлений, совершенных несовершеннолетними, связанных с незаконным оборотом наркотических веществ. На территории региона зарегистрировано
14 преступлений, совершенных подростками в сфере незаконного оборота наркотиков, что на 22,2% меньше аналогичного периода прошлого года.
В ходе мероприятий в 2016 году сотрудниками ОВД пресечено 67 фактов продажи алкогольной продукции несовершеннолетним (часть 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ). По результатам рассмотрения дел назначено штрафов на сумму 1 503 000 рублей.

Обеспечение безопасности дорожного движения

На территории Ульяновской области реализуется подпрограмма «Повышение безопасности дорожного движения в Ульяновской области в 2014-2018 годах» Государственной программы «Развитие транспортной системы Ульяновской области» на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 № 37/419-П.
В 2016 году проведено 4 заседания Комиссии при Губернаторе Ульяновской области по обеспечению безопасности дорожного движения и 4 заседания Президиума Комиссии при Губернаторе Ульяновской области по обеспечению безопасности дорожного движения.
В преддверии начала нового учебного года 29 августа 2016 года совместно с представителями Общественного совета при УМВД России по Ульяновской области и уполномоченным по правам ребенка осуществлен мониторинг эксплуатационного состояния улично – дорожной сети вблизи среднеобразовательной школы № 37 и гимназии № 33 г. Ульяновска. Выявлены недостатки, в части отсутствия направляющих пешеходных ограждений. По данному факту ответственное лицо администрации г. Ульяновска привлечено к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ.
В целях предупреждения и профилактики дорожно – транспортного травматизма, соблюдения Правил дорожного движения проведены информационно-пропагандистские кампании и профилактические операции «Внимание – дети!», «Студенческий десант», «Стань заметней, засветись!», «Добрый свет безопасности!», «На дороге без правил нельзя!», «Притормози!», «Безопасная дорога для всех!», «Безопасная дорога в защиту ребенка!», «Мотоцикл», Месячник дорожной безопасности. Итоги мероприятий освещаются в выпусках новостей и ежедневных сводках.
Приняты меры по предупреждению дорожно – транспортных происшествий при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Реализованы профилактические мероприятия «Грузовик», «Тахограф», «Перевозчик», «Автобус».
Совместно с сотрудниками Министерства транспорта и УГАДН по Ульяновской области на постоянной основе проводятся проверки автовокзалов и пунктов отправки пассажирского транспорта, инициированы 6 внеплановых проверок по фактам ДТП с участием пассажирского транспорта, внеплановая проверка по обращению граждан. По результатам проведенной работы с начала 2016 года аннулирована регистрация 14 автобусов.
В 2016 году выявлено 23034 нарушения Правил дорожного движения водителями, осуществляющими пассажирские перевозки.
За 2016 год с помощью комплексов фотовидеофиксации выявлено 653259 нарушений Правил дорожного движения.
В целом по области пресечено 868229 нарушений, в том числе:
568810 за превышение скоростных режимов движения;
42506 за не предоставление преимущества в движении пешеходам;
23443 за нарушение ПДД пешеходами;
3650 за нахождение водителей в состоянии опьянения;
2390 за выезд на полосу встречного движения.
За отчетный период зарегистрировано 1465 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 157 человек и 1963 получили различные травмы.
Количество совершенных дорожно-транспортных происшествий с участием детей возросло на 5,8%. В них ранено 150 подростков, погибло 9.
В связи с неблагоприятными дорожными условиями в 2016 году зарегистрировано 92 факта дорожно-транспортных происшествий.
В рамках обеспечения ежедневного надзора за эксплуатационным состоянием улично – дорожной сети, выдано 2 тыс. 257 предписаний должностным и юридическим лицам (+3%). За неисполнение предписаний в установленные сроки по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ для принятия решения в суды направлено 77 административных материалов.
За несоблюдение требований в области обеспечения безопасности дорожного движения при ремонте и содержании улиц и дорог, железнодорожных переездов к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ привлечено 952 должностных и юридических лица.

Информация о результатах рассмотрения обращений граждан

Анализ результатов работы по линии организации работы с обращениями граждан свидетельствует об увеличении более чем на 17 % обращений, зарегистрированных в 2016 году в подразделениях делопроизводства и режима области, в том числе в аппарате УМВД России по Ульяновской области на 23%, в территориальных органах внутренних дел области на 2,6%.
Из общего количества зарегистрированных в 2016 году обращений почти третью часть – 8770 (30,5%) составляли заявления, содержащие информацию о преступлениях или административных правонарушениях, в том числе 3592 – на тему борьбы с преступными проявлениями против общественного порядка и общественной безопасности, 1981 – борьбы с преступлениями в сфере экономики, 1775 – борьбы с преступлениями против личности.
Шестая часть от всех зарегистрированных обращений адресована непосредственно руководству УМВД России по Ульяновской области. Причем тенденция их ежегодного увеличения сохраняется, в 2016 году так же как и в 2015 году, отмечался рост на 5,5%.
Стабильно лидирующее положение занимает вопрос организации и обеспечения безопасности дорожного движения. В 2016 году количество обращений указанной категории увеличилось на 42,3%.
На личный прием к руководству УМВД и территориальных органов МВД России по Ульяновской области в 2016 году обратился 961 гражданин.
Особо стоит обратить внимание на повторные обращения, в которых заявители обжалуют ранее принятые решения. Повторность является одним из критериев оценки организации рассмотрения обращений граждан. В 2016 году количество указанных жалоб снизилось на 20,5%. Лишь в одной жалобе из указанной категории факты нашли свое подтверждение.

Меры реагирования на публикации в СМИ о недостатках в деятельности курируемых органов внутренних дел

УМВД России по Ульяновской области на постоянной основе проводит мониторинг и анализ материалов в СМИ, сети Интернет о деятельности территориальных органов МВД России и его должностных лиц, их взаимодействии с институтами гражданского общества. Данная работа проводится с целью своевременного выявления, оценки и прогнозирования информационных угроз и последующего оперативного реагирования на возникающие резонансные информационные поводы.
Ни один материал, содержащий информацию критического и проблемного характера в отношении сотрудников органов внутренних дел, не остается без внимания руководства УМВД. По каждому факту проводится тщательная проверка с принятием соответствующих мер.

Итоги мониторинга общественного мнения о деятельности полиции в регионе

В 2016 году Службой специальной связи и информации ФСО России проведено два исследования общественного мнения о деятельности полиции (второй и четвертый квартал 2016 года) в 85 субъектах Российской Федерации. В целом опрошено около 94 тысяч человек.
Опрос граждан в регионах Российской Федерации осуществлялся по ряду показателей оценки деятельности полиции.
По результатам исследования в Ульяновской области уверены в защищенности личных и имущественных интересов от преступных посягательств 36,92% опрошенных. Средней показатель по России составил – 38,43%.
Доверяют полиции в обеспечении их личной и имущественной безопасности 36,26% граждан. Среднейпоказатель по России – 39,06%.
Оценивая эффективность деятельности полиции по защите интересов граждан, 39,17% опрошенных в Ульяновской области выразили удовлетворение работой органов внутренних дел.Среднейпоказатель по России – 36,67%.

Состояние взаимодействия полиции с государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями, гражданами

УМВД России по Ульяновской области на постоянной основе реализуется комплекс мер, направленных на придание социально ориентированного характера деятельности, связанной с обеспечением общественного порядка
и общественной безопасности, создание действенных механизмов взаимодействияполиции и гражданского общества.
В текущем году полицией совместно с институтами гражданского общества и органами государственной власти осуществлено более 716 мероприятий.
Одной из основных составляющей общественного контроля за деятельностью полиции являются общественные советы, созданные при территориальных органах внутренних дел на региональном и районном уровнях.
В состав общественных советов входят 134 представителя различных сфер общественной жизни,таких как культура и искусство, средств массовой информации, образовательных, научных и медицинских организаций, религиозных и национальных формирований.
На заседаниях общественных советов рассматривают вопросы по различным направлениям работы органов внутренних дел, по которым вносят руководству ОВД предложения по совершенствованию деятельности полиции.
Также члены общественных советов принимают участие в аттестационных комиссиях, оперативных совещаниях, приеме граждан руководящим составом, семинарах и «круглых» столах, информационно – пропагандистских акциях, а также посещают помещения занимаемые органами внутренних дел, места принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, задержанных лиц, лиц, подвергнутых административному аресту.

По линии реализации федеральных и региональных программ по борьбе с преступностью и профилактике преступлений и правонарушений

УМВД России по Ульяновской области, приняты определенные меры по повышению уровня организации взаимодействия с региональными органами власти и местного самоуправления, направленные на повышение эффективности деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка, их влияния на оперативную обстановку в целом.
В настоящее время на территории региона реализуется Государственная программа Ульяновской области «Обеспечение правопорядка и безопасности жизнедеятельности на территории Ульяновской области» на 2014-2020 годы.
В 2016 году в Госпрограмму вносились изменения, в части её финансирования, в результате чего на ее реализацию в прошедшем году было запланировано 430 млн 209,1 тыс. рублей, а финансирование мероприятий подпрограммы «Комплексные меры по обеспечению общественного порядка, противодействию преступности и профилактике правонарушений на территории Ульяновской области» на 2014-2020 годы на 2016 год сокращено на 85,3% и составило всего 2 млн 676,1 тыс. рублей.
По сведениям Министерства финансов Ульяновской области на реализацию мероприятий указанной Госпрограммы за 12 месяцев 2016 года (по состоянию на 1 января 2017 года) освоено 428 млн. 92,1 тыс. рублей, или 99,5%. Данная программа профилактики действуют на территории всех муниципальных образований региона.
По сведениям администраций районов на мероприятия муниципальных программ в бюджетах районов области на 2016 год запланировано 8 млн 576 тыс. рублей, из которых за 12 месяцев 2016 года освоено 7 млн 667 тыс. рублей и направлены на проведение профилактических рейдов, оздоровительных и культурных мероприятий, улучшение освещенности улиц, подъездов домов и других общественных мест, а также на осуществление деятельности народных дружин.
В 4 муниципальных образованиях региона: «город Димитровград», «Сурский район», «Старомайнский район» и «город Новоульяновск» на реализацию программных мероприятий в 2016 году администрациями районов денежные средстване выделялись.
По итогам работы за 2016 год, в результате совместной с органами государственной власти субъекта проработки вопросов финансирования мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения Правительством Ульяновской области выделено в рамках подпрограммы «Повышение безопасности дорожного движения в Ульяновской области в 2014 – 2018 годах» Государственной программы «Развитие транспортной системы Ульяновской области» на 2014- 2019 годы свыше 259 млн. рублей, в том числе на содержание Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений ГИБДД, обеспечение и развитие системы фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения – 188,5 млн. рублей, совершенствование организации дорожного движения – 71,4 млн. рублей.
В рамках Государственной программы «Обеспечение правопорядка и безопасности жизнедеятельности на территории Ульяновской области» на 2014-2020 годы Министерством образования и науки Ульяновской области выделено 350 тыс. рублей на развитие направления юных инспекторов движения, приобретение атрибутики, проведение конкурса-фестиваля «Безопасное колесо».

Состояние и результаты собственной нормотворческой деятельности за отчетный период

В 2016 году УМВД России по Ульяновской области принято участие в подготовке распоряжения Правительства Ульяновской области
от 8 февраля 2016 г. № 70-П «О дополнительных мероприятиях по снижению уровня алкоголизации населения Ульяновской области».
В целях осуществления контроля за исполнением отдельных статей Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области совместно с Правительством Ульяновской области подготовлен проект соглашения о передаче МВД России части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Проект соглашения предполагает передачу МВД России полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях по статье 4.1 «Нарушение требований в сфере обеспечения покоя граждан и тишины» Закона Ульяновской области от 28 февраля 2011 г. № 16-ЗО «Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях». В настоящее время проект Соглашения направлен в МВД России на согласование.

Изменения в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве РФ и их влияние на состояние и результаты правоохранительной деятельности

В 2016 году в Уголовный кодекс Российской Федерации 13 раз вносились изменения, в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации изменения внесены 17 раз путем принятия федеральных законов. Кроме того, в Уголовном кодексе Российской Федерации учтены положения
семи постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации – одного судебного акта.
С января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 22.12.2014 года №430-ФЗ «О внесении изменений в статью 171.2 Уголовного кодекса РФ и статью 14.1.1 и 28.3 КоАП РФ». Указанным Федеральным законом из диспозиции ч.1 ст. 171.2 УК РФ исключен обязательный признак – извлечение дохода в крупном размере. Таким образом, в настоящее время для привлечения лица к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 171.2 УК РФ размер полученного от незаконной деятельности дохода значения не имеет.
Указанные изменения повлекли позитивные изменения – способствовали активизации пресечения незаконной игорной деятельности. Так, в 2015 году по данным преступлениям возбуждено 12 уголовных дел, в 2016 – 16. Из выявленных преступлений в 2015 году одно, в 2016 году – три относятся к категории совершенных в составе организованной группы.
Федеральным законом от 3.07.2016 № 324-ФЗ «О внесении изменений в уголовный и уголовно-процессуальный кодекс РФ» внесены изменения в ст.ст.204, 290, 291, 291.1 УК РФ. В соответствии с данными изменениями, преступления, связанные с коммерческим подкупом, получением и дачей взяток, посредничеством во взяточничестве, сумма незаконного денежного вознаграждения по которым не превышает 10 тыс. рублей, относятся к преступлениям небольшой и средней тяжести, предварительное следствие по которым не обязательно.
Указанные изменения способствовали ряду позитивных изменений в правоприменительной практике и оперативно-служебной деятельности по противодействию коррупции.
15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 323 – ФЗ”О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности”. Цель поправок – совершенствование оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности. Так, лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, будет освобождено от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный вред. Также принято решение декриминализировать некоторые деяния, ранее относившиеся к преступлениям небольшой тяжести. Речь идет о побоях или иных насильственных действиях, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье, посвященной умышленному причинению легкого вреда здоровью.
Следует отметить, что санкция статьи 6.1.1 КоАП РФ (побои) предусматривает наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов. За повторное совершение данного вида правонарушений предусмотрена уже уголовная ответственность. Согласно российскому законодательству за нанесение побоев в Уголовном кодексе предусмотрено максимальное наказание –лишение свободы сроком на два года.

Проблемные вопросы в организации деятельности полиции, требующие разрешения на уровне законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ

К проблемным вопросам в организации деятельности следственных подразделений, требующих разрешения на уровне законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ по итогам 2016 года следует отнести вопрос, касающийся проведения судебно-психиатрических и товароведческих экспертиз при производстве предварительного следствия.
Еженедельно СУ УМВД России по Ульяновской области выделяется 36 судебно – психиатрических экспертиз, из которых лишь 19 с участием врача – нарколога, при этом потребность в производстве данного вида судебных экспертиз составляет 25 в неделю. Данное обстоятельство в 25-30% случаев является причиной продления сроков предварительного следствия и влечет нарушение требований ст. 61 УПК РФ об осуществлении уголовного судопроизводства в разумный срок.
Длительные сроки расследования лишают потерпевших и других участников уголовного судопроизводства на своевременную, гарантированную защиту конституционных прав и доступ к правосудию.
В связи с вышеизложенным, необходимо рассмотреть вопрос о введении дополнительной штатной единицы врача нарколога и увеличения лимита количества данного вида судебно-психиатрических экспертиз.
Еще один проблемный вопрос заключается в том, что в ряде случаев выявления преступлений, связанных с хищениями бюджетных денежных средств, выделенных для реализации различных целевых и региональных программ, возникают противоречия с представителями органов региональной власти, которые отказываются признавать причиненный ущерб, направлять соответствующие заявления в правоохранительные органы, выступать в качестве потерпевших по возбужденным уголовным делам.
Наиболее оптимальным в данном случае будет рассмотреть вопрос об изменении Федерального законодательства – о том, чтобы внести в уголовный процесс институт представительства интересов «неопределенного круга лиц», потерпевших от противоправной деятельности руководства управляющих компаний (ТСЖ, ЖСК), а также в случаях хищений бюджетных денежных средств – интересов государства.
Несмотря на положительные результаты, по линии Госавтоинспекции существует ряд проблемных вопросов. В настоящее время на территории региона отсутствуют специализированные стоянки для задержанных транспортных средств в муниципальных образованиях: Новомалыклинский, Мелекесский, Базарносызганский, Радищевский, Павловский, Старомайнский, Ульяновский районы, город Новоульяновск.
Не приняты меры по изданию регионального нормативного правового акта о порядке применения блокирующих устройств для прекращения движения транспортных средств (блокираторов), когда технические характеристики задержанных транспортных средств не позволяют переместить их на специализированную стоянку. Непринятие мер по созданию необходимых условий, не позволяют Госавтоинспекции реализовать меры обеспечения по делам об административных правонарушениях в виде задержания транспортного средства при выявлении фактов нарушений правил движения крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств.
Федеральным законодательством не разграничены полномочия между законодательными органами Российской Федерации и субъектами Российской Федерации в сфере создания и обеспечения деятельности учреждений, осуществляющих размещение и содержание лиц, находящихся в состоянии опьянения, не нуждающихся в оказании медицинской помощи, что в свою очередь приводит к затягиванию процесса принятия соответствующих решений по реализации рекомендаций Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о создании в городах с численностью населения 100 тыс. и более человек специализированных учреждений (отделений), оказывающим лицам, находящимся в состоянии опьянения и не нуждающимся в оказании медицинской помощи, социальные услуги по организации временного убежища (приюта) с возложением функций по организации оказания этих услуг на исполнительные органы государственной власти в сфере социальной защиты населения.
В этой связи УМВД России по Ульяновской неоднократно обращалось в региональное Правительство о создании специализированных учреждений, предназначенных для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения, в целях спасения и сохранения их жизни и здоровья от воздействия внешних факторов, однако до настоящего времени данный вопрос не решен.
Существует ряд проблемных вопросов по линии участковых уполномоченных полиции. Так, на территории Ульяновской области располагается 174 помещения участковых пунктов полиции и 3 комнаты приема граждан, где сотрудниками территориальных ОВД региона осуществляется служебная деятельность и приём граждан.
Вместе с тем, текущее обследование помещений показало, что 125 участковых пунктов полиции (30 в городе Ульяновске) не соответствуют предъявляемым требованиям, а некоторые из них имеют крайне неудовлетворительное, ветхое состояние. Осуществление в них приема граждан нежелательно, невозможно и не безопасно по различным причинам, в том числе отсутствия элементарных санитарных условий.
Отсутствуют помещения для размещения УПП в пос. Дачный г. Димитровграда, в Лебяжинском сельском поселении Мелекесского района, р.п. Радищево, р.п. Карсун, Сурском, Кузоватовском районах, в сельской зоне Железнодорожного района г. Ульяновска и в новых строящихся микрорайонах: г. Ульяновска: «Репино»; «УлГУ», «Юго-Западный», «Запад-2».
Кроме того, в Сурском районе (с. Сара, с. Астрадамовка, с. Выползово,
с. Хмелевка, с. Лава), в Карсунском районе (с. Новое Погорелово,
с. Беловодье, с. Усть-Урень, с. Урено-Карлинское, р.п.Языково) приём граждан осуществляется в здании МО МВД России «Карсунский»
и на единственном УПП, расположенном по адресу: р.п. Сурское, ул. Хазова, д. 38.
На территории Радищевского района Ульяновской области расположено 5 сельских поселений, в каждом их которых, в соответствии с требованиями приказа МВД России № 1166 от 31.12.2012 года, должен находиться участковый пункт полиции.
Вместе с тем, в Радищевском районе нет ни одного участкового пункта полиции. Участковые уполномоченные полиции, обслуживающие административные участки в указанном районе, не имеют возможности исполнять служебные обязанности в полном объёме, в части проведения приема граждан, оказывать правовую помощь населению, своевременно реагировать на сообщения о преступлениях и иных правонарушениях и заявления граждан. Приём граждан ведётся в здании отдела полиции в р.п. Радищево.
В соответствии с п. 7 ст. 48 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции», органы местного самоуправления обязаны предоставлять в пределах границ муниципальных образований сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, помещения для работы на обслуживаемом административном участке.
Имеется потребность помещений в микрорайонах «Репино» в Ленинском районе, «Юго-Западный» в Засвияжском районе, «Запад-2», «8 квартал» в Заволжском районе, «УлГУ» в Железнодорожном районе города Ульяновска.
Участковые уполномоченные полиции, обслуживающие административные участки на территории указанных районов, не имеют возможности исполнять служебные обязанности в полном объеме, в части проведения приема граждан, оказывать правовую помощь населению, своевременно реагировать на сообщения о преступлениях и иных правонарушениях и заявления граждан в связи с большой отдаленностью жилого массива.
Следует остановиться на проблематике пресечения правонарушений по ст. 20.21 КоАП РФ. Основной причиной снижения выявленных правонарушений указанной категории является необходимость проведения освидетельствования в медицинских учреждениях на наличие состояния алкогольного опьянения, что вызывает значительное отвлечение сотрудников на его проведение. Особенно актуально для Заволжского района города Ульяновска. С учетом времени, затрачиваемого на доставление задержанных из левобережья в Засвияжский район и проведение освидетельствования граждан медицинскими работниками в УОНКБ, отвлечение патрульно-постовых нарядов полиции от маршрутов патрулирования достигает порой 4-х часов.
В этой связи необходимо проработать вопрос о возможности проведения медицинским работникам государственной и муниципальной систем здравоохранения медицинского освидетельствования правонарушителей на состояние опьянения в медицинских организациях Заволжского района города Ульяновска.
Не решены проблемы организации помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения в общественных местах, что негативно влияет на профилактику «пьяной преступности».
Решению данного вопроса могло бы способствовать создание в городах Ульяновске и Димитровграде специализированных учреждений по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения и не нуждающимся в оказании медицинской помощи, с оказанием социальных услуг по организации временного убежища (приюта).