Дарья Рябикова
В Ульяновске прозвучали мировые премьеры.
КОМПОЗИТОР АЛЕКСАНДР СОННИКОВ ПРЕДСТАВИЛ УЛЬЯНОВЦАМ СВОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: ФАНТАЗИЮ «РУСЬ НЕПОБЕДИМАЯ», ПОЭМУ «ПРИНОШЕНИЕ ВОСТОКУ» И СИМФОНИЮ-КОНЦЕРТ «МАСТЕР И МАРГАРИТА».
В рамках 55-го Международного музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…» в Ленинском мемориале города Ульяновска состоялся «Вечер мировых премьер». Оркестр «Губернаторский» под управлением дирижера Михаила Мосенкова из Казани исполнил фантазию «Русь непобедимая» и симфонию-концерт «Мастер и Маргарита». А также зрителям была представлена поэма для камерного оркестра «Приношение Востоку». В зале присутствовал сам автор произведений — композитор Александр Сойников. Стоит отметить, что «Русь непобедимая» и «Мастер и Маргарита» впервые прозвучали на мировой сцене!

— Я уже был в Ульяновске однажды, и мне очень понравились оркестр, зрители. Когда появилась возможность исполнения моих новых сочинений, первое место, о котором я подумал, был Ульяновск. Мне нравится здесь. Я был на основных концертах и на открытии фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…», где играл Денис Мацуев. Часто бываю за границей на концертах моей музыки и других авторов, сравниваю и не нахожу разницы в проведении музыкального фестиваля в Европе и в Ульяновске. Я удивлен — у вас очень высокий исполнительский и организаторский уровень, — сказал Александр Леонидович.

МИРОВЫЕ ПРЕМЬЕРЫ
В симфонической фантазии «Русь непобедимая» композитор обратился к одной из главных тем своего творчества — теме Родины, былинной Руси.

Поэма для камерного оркестра «Приношение Востоку» уже исполнялась ранее, но в Ульяновске прозвучала впервые. Восточный колорит музыки подчеркнул народный армянский инструмент — дудук. Соло на нем исполнил Станислав Жуковский из Австрии.

Но, пожалуй, главный интерес у зрителей вызвала симфония «Мастер и Маргарита». Александр Леонидович признался, что это произведение всей его жизни, его он писал почти 30 лет. Симфония состоит из четырех частей, каждая из которых — это небольшой концерт для определенного инструмента с оркестром. Так, в первой части «Мастер» солируют альт (Мастер) и скрипка (Маргарита). Во второй части «Иешуа» солирует орган. Третья часть «Воланд» — это концерт для фортепиано с оркестром. В четвертой части образы представлены все вместе.

— Мои герои отличаются от персонажей Булгакова. Потому что в музыке должно быть все очень ограничено, точно. Поэтому образы раскрываются сразу, — отметил автор.

На протяжении симфонии на площадке разыгрывали своеобразный спектакль с костюмами, световой поддержкой. Музыкальные эпизоды сопровождались чтением отрывков из романа Михаила Булгакова, и это придавало еще большую эмоциональную окраску. Одновременно на сцене находились Воланд и Иешуа — две противоположные силы добра и зла. Первый был одет во все черное, второй — в ослепительно белое.

Ведущие партии в симфонии «Мастер и Маргарита» исполнили солисты Ульяновского государственного симфонического оркестра Станислав Михалев (альт, Мастер), Наталья Верьялова (скрипка, Маргарита) и ульяновский джазовый пианист Георгий Худоногов (орган, Иешуа). Партию Воланда представил известный пианист, лауреат международных конкурсов Николай Саратовский (Москва).

По окончании концерта Александр Сойников, Михаил Мосенков, Станислав Жуковский и Николай Саратовский встретились со зрителями и поделились впечатлениями от работы.

— Уже при знакомстве с Александром Леонидовичем Сойниковым сразу понял, что мы будем дружить и сотрудничать. Ведь это очень талантливый композитор, тонко чувствующий музыку и литературное содержание. В симфонии «Мастер и Маргарита» он сумел передать за счет звука и оркестровых приемов идеи, заложенные Булгаковым, — прокомментировал дирижер Михаил Мосенков. — И это прекрасно, что ульяновцы смогли прикоснуться к изумительному, фантастическому композитору. Вы — счастливые люди!

— Стас, вы живете в Австрии. Часто ли выступаете в России ? И почему выбрали именно дудук?

— Я второй раз выступаю в России. В первый раз играл «Приношение Востоку» в филармонии Санкт-Петербурга. А второй раз — этот, в Ульяновске. И вновь с этим произведением. А вообще я часто бываю в России, приезжаю к друзьям. Свой инструмент я люблю за его потрясающий мягкий, глубокий звук. Это древний армянский инструмент, его изготавливают из абрикосового дерева.

— Александр Леонидович,,, в Ульяновске вы представили вторую редакцию симфонии-концерта «Мастер и Маргарита». Есть ли у вас замечания или это окончательный вариант?

— Я пишу эту симфонию всю свою жизнь. Было очень много редакций, правда, они не исполнялись, кроме самой первой. Сегодня я послушал и понял, что в принципе все, что смог, я сделал. Наверное, на этом я остановлюсь. Возможно, будут мелкие корректировки, но в общем я ее оставлю в этом виде.

— Николай, вы исполняли партию Воланда. Как вы к ней готовились, как ее прочувствовали?

— У меня впервые такая роль, и эта партия была очень непростой. Будоражило все: музыка, костюм, необычная ситуация. Во время исполнения меня посещали смешанные чувства. Но участие в этом концерте-симфонии — большая честь для меня.

—Александр Леонидович, вопрос по «Приношению Востоку». Вы из Северной столицы, Санкт-Петербурга. Как вы отыскали эту тему, мелодию? Ведь во времена вашей молодости про дудук мало знали, он был не популярен.

— Я не искал эту мелодию, она жила во мне. Ведь это не фольклор, а музыка, которую я сам написал. В какой-то момент я почувствовал себя на Востоке. И услышал мелодию. У этого произведения было несколько редакций — пять или шесть. Предыдущая была с хором и оркестром, ее исполняли в Санкт-Петербурге. В Ульяновске она прозвучала в ином виде. А про дудук я узнал лишь в 90-е годы.

— Расскажите про ваши творческие планы на будущее.

— У меня много планов. Я прожил странную жизнь, в моем творчестве был большой перерыв. Я перестал слышать музыку в середине 90-х. И 10 лет не писал вообще, занимался другими делами. И думал, что я уже никогда не вернусь к композиторству. Вновь увлекся музыкой в 2009-2010 годах. А сейчас у меня планов лет на 50!

НАША СПРАВКА:
Александр Сойников родился 13 января 1947 года в Гатчине. Окончил в 1970 году Ленинградский институт культуры, в 1975-м — Ленинградскую консерваторию по классу композиции профессора А.Д. Мнацаканяна. В 1980 году принят в Союз композиторов.
Преподавал в музыкальных школах и училищах. Написал ряд крупных симфонических и хоровых произведений, опер, балетов, много музыки к театральным постановкам. Сочинения Александра Сойникова исполняются во многих городах России и Европы.