С ростом цен на товары в традиционных магазинах ульяновцы все чаще приобретают вещи через интернет. Как при онлайн-шопинге не попасть на удочку мошенников и добиться выполнения своих потребительских прав, разъясняет Роспотребнадзор.

В феврале в Москве была пресечена деятельность группы интернет-мошенников, которые открывали онлайн-магазины по продаже компьютеров, смартфонов и другой оргтехники по заниженным ценам и доставляли россиянам кирпичи и стаканы вместо купленных товаров.

В начале нынешнего года Роспотребнадзором была организована «горячая линия» по интернет-торговле. Основными вопросами при обращении потребителей были следующие: нарушения продавцом порядка возврата товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества; нарушение продавцом сроков доставки товара; отказ продавца в удовлетворении требований потребителя.

Основываясь на обращениях людей, ведомство подготовило пошаговую инструкцию безопасных покупок в интернете.

1. Вы выбрали товар, нашли интернет-магазин с привлекательными ценами, но сомневаетесь, стоит ли делать покупку. Необходимо ознакомиться с отзывами пользователей товара на форумах, в соцсетях. Насколько товар оправдал ожидания других покупателей. Далее изучите репутацию продавца: исполнял ли он свои обязанности вовремя и в срок?

2. Посмотрите на описание товара. Продавец обязан раскрыть основные сведения о нем: о потребительских свойствах, месте изготовления, цене, сроках службы, годности и гарантийном сроке.

3. Интернет-магазин предлагает товары по очень низким ценам? Это повод насторожиться. Сравните цену на товар у других продавцов. Узнайте, какова цена товара у производителя или в зарубежных магазинах. Просмотрите описание товара и фотографии товара на официальном сайте производителя, возможно, выбранный вами товар должен выглядеть иначе.

4. Добросоветный интернет-магазин никогда не будет прятать информацию о себе. На сайте продавца должны быть указаны наименование фирмы (фамилия, имя, отчество, если продавец – индивидуальный предприниматель), адрес (местонахождение) продавца). Сведения об адресе электронной почты, телефонах для связи, сервисных центрах, местах самовывоза товара являются необязательными, но являются крайне важной и полезной информацией. Обратите внимание, принимает ли магазин оплату банковской картой. Недобросовестные продавцы не любят работать с безналичными платежами, потому что их можно опротестовать через банк. Наконец, можно проверить доменное имя интернет-магазина по адресу https://cctld.ru/ru/, ведь ресурс может быть зарегистрирован на частное лицо.

5. Пришло время заказать и оплатить товар. Убедитесь, что к оплате выставлена цена, указанная при выборе товара, без дополнительных услуг. Требуйте передать вам товар без дополнительных платных проверок на царапины, страховок, сервисных сборов и прочих уловок. Уточните срок доставки товара. За доставку придется заплатить отдельно (условия доставки должны быть указаны продавцом при заключении договора). Продавец обязан предложить услуги по доставке (почтовым отправлением или иным способом с обязательным указанием вида транспорта).

6. Как долго ждать покупку? Срок доставки определяется в момент выбора товара и оформления заказа. Если срок доставки нигде не указан, то продавец должен передать вам товар в разумный срок. Вам показалось, что этот срок истек? Направьте об этом уведомление продавцу, теперь у него есть семь дней для передачи вам купленного товара. Если продавец не доставил товар, приобретенный и оплаченный в интернет-магазине, потребитель праве потребовать передачи оплаченного товара в установленный им новый срок или возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом. Если устные переговоры не привели к результату, необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией. Форму претензии Вы можете найти в интернете или воспользоваться шаблоном, который размещен в Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей (адрес ресурса: http://zpp.rospotrebnadzor.ru). Если покупка оплачена банковской картой, но продавец в установленный срок не передал товар, не выходит на связь или уклоняется от общения, держатель карты может обратиться в кредитную организацию с просьбой вернуть деньги по спорной транзакции. Дальнейшее разбирательство проводит банк и платежная система VISA или MasterCard. Если решить проблему с продавцом не удалось, но закон на вашей стороне, обращайтесь в суд. По статистике, в восьми случаях из десяти иск приводит к положительному результату.

7. Наконец, товар доставлен. Как правильно его принять? Обязательно потребуйте его демонстрации. Если вам доставили то, что вы заказывали, проверьте комплектность и функциональность. Если доставили не тот товар, вы не обязаны его оплачивать. Внимательно изучите документ, который вам предлагают подписать. Если там указано, что претензий по качеству вы не имеете, но потребительские свойства товара вами еще не опробованы, не поленитесь вписать в акт, что товар оценивался только по внешнему виду.

8. Курьер уже уехал, и вдруг вы поняли, что погорячились с покупкой. Товар вроде бы качественный, но вам не подходит. Можно ли его вернуть? По правилам дистанционной продажи любой покупатель через интернет имеет право вернуть товар в течение семи дней с момента его передачи (если сохранены его товарный вид и потребительские свойства). Через десять дней после уведомления об отказе от покупки деньги должны быть возвращены. Однако помните, что вам придется возместить стоимость доставки товара до продавца.

9. Спустя несколько месяцев у товара обнаружился недостаток. Что делать? Вы вправе потребовать соразмерного уменьшения цены товара, его замены или возврата уплаченной суммы. При возврате товара расходы по его доставке несет продавец. Смело заявляйте свои требования, если гарантийный срок (или срок годности) еще не истек. Если же такой срок не установлен, требования могут быть заявлены в разумный срок, но не более двух лет.

Дмитрий Минаев