В селе Назайкино Тереньгульского района настоящий бунт. Люди с вилами встали на свою защиту и просят помощи у власти – требуют изолировать семью, которая угрожает расправиться с каждым, кто ей не нравится. Страсти грозят вылиться в смертоубийственную войну. На месте событий побывали корреспонденты “МГ”.
Село Назайкино находится в 10 километрах от районного центра. Открывается чудовищный вид разрухи и запущения: заброшенные поля, зияющие черными дырами пустых окон избы. В селе нет ни воды, ни газа. По этим местам ехать жутко даже днем, невольно вспоминаешь: “А вдоль дороги – мертвые с косами стоять!”.
В общем, неудивительно, что шокирующая история произошла именно здесь.

ПРОПАЖА
В декабре, 19 числа, как гром среди ясного неба по селу пронеслась весть: всеобщая любимица баба Вера пропала.
– Мы написали заявление в полицию. Только искать ее никто и не думал: так, прошли по соседним окрестностям, опросили. И на том дело встало. Сказали, что весна придет, снег растает – и найдется сама, мол, что вы волну поднимаете из-за местной выпивохи, возмущенно вспоминают местные жители. – Да только, если она такая плохая, как нас пытались убедить, разве встало бы всё село за нее?

Говорят, баба Вера безотказная на помощь была: постирать, в огороде помочь, воды натаскать, баню истопить.

– Перед самым своим исчезновением, помню, я почту разносила, а она меня встретила и сказала: “Иди домой, я сама за тебя всё разнесу. Ты устала, у тебя же ноги болят, и дети дома ждут”, – вспоминает мать пятерых детей Светлана. – А насчет выпивки: пила, как все. Пенсию получит – выпьет, и всё. Да и кто на селе сегодня не прикладывается?! Всё от беспросветности. В общем, хорошая она была, добрая и жить хотела.

Так что народ, не надеясь на помощь власти, сам день за днем прочесывал местность: кто на лыжах, кто пешком. Усердие людское было вознаграждено. 28 марта женщину обнаружили.

ЖУТКАЯ НАХОДКА
В Назайкино вот уже без малого лет 15 как поселилась особая семья: мать, дочь и сын. Село приняло их – и люди даже помогать подрядились. – Она одна с двумя детьми. Пьющие они, тем более сын, которому сейчас уже лет 35, наверное, психически нездоров: ходит по деревне на четвереньках и “крокодилов” ловит. Мы его “человеком-пауком” прозвали, – рассказывает дед Саша. – Одно время было ничего, пока она его периодически в лечебницу помещала. А сейчас совсем невмоготу стало, поскольку не лечит его: не выгодно пенсию сына терять. Вот он и агрессивным стал: камнями бросается -да не какими-нибудь, а булыжниками здоровенными, колонки водные ломает, кидается на всех в драку, детям змей ядовитых подсовывает, угрожает расправой всем. В общем, страшно. И в тот злополучный вечер декабря баба Вера должна была идти к ним -баню помогать топить. Она их не боялась: жалела. После того ее никто и не видел больше.

Люди уже отчаялись найти деревенскую любимицу, как вдруг в марте “человек-паук” стал ходить по селу и рассказывать всем, что убил Веру и в бане спрятал, а теперь собак своих ее мясом кормит,

– Наши мужики решили разведать, – говорит Надежда Лебедева. – С задов подобрались к их дому, чтобы не наследить, и увидели ужас: в огороде лежало подожженное, расчленённое тело, без рук и ног, которое обгладывали собаки, коих больше восьми насчитывалось, наверное. Мы быстрее в полицию звонить.

Следователи приехали, чин по чину осмотр провели, остатки тела из огорода и обглоданные кости, спрятанные хозяевами в соломе, изъяли, подозреваемых задержали – правда, лишь 24-летнюю дочку хозяйки. Удивлению сельчан не было предела, когда на следующий день они увидели всю семью в полном составе.

– Выпивку в магазине купили – отмечать освобождение идут и всем нагло говорят, мол, у нас справки, мы теперь можем кого угодно убить – и нам ничего не будет! – возмущаются взволнованные сельчане. – Это как же?! У нас здесь одни старики живут, практически беззащитные, а сейчас летом ко многим внуки приедут. Мы уже чуть ли не с вилами и граблями по ночам дежурим у дверей собственных домов: страшно, а вдруг кто-то из нас следующий?

Беспокойство местных вызывают и собаки, что попробовали человечину и теперь жаждут новой крови. Опасно! Тем более хозяева их периодически выпускают на прогулку по селу. Да и с участковым, говорят, проблема: в случае чего не дозовешься, а дозовешься – толку никакого.

– Мы требуем изолировать всю семью из Назайкино, пока новых жертв считать не начали! – взывают жители.

Но власть лишь руками разводит, мол, нет такого закона!

БЕСПОМОЩНЫЕ
Действительно, глава администрации района Владимир Дергунов наслышан о событиях в Назайкино, да только уверяет, что связан он в решении этой проблемы по рукам и ногам.

– У нас нет такого права сегодня, чтобы отправить людей на принудительное освидетельствование психических отклонений и затем их на основании экспертизы изолировать. Это возможно только в рамках уголовного дела, – говорит он. – Мы даже собак по факту выловить не можем, поскольку они находятся во дворе этого злополучного дома -значит, собственность. Пока их не выпустят, всё бесполезно. А нам что, караулить прикажете? Но это невозможно!

Следствие пока никаких оценок не дает. Идет проверка. Однако известно, что по 105-й статье УК “Убийство”, дело, скорее всего, не возбудят, так как у погибшей женщины к моменту обнаружения отсутствовали внутренние органы, да и самого тела практически не осталось, а значит, констатировать факт убийства невозможно без более глубокого анализа, который можно провести, только если возбудить дело по 105-й. Замкнутый круг получается. Так что пока готовится дело лишь по статье 244-й УК “Надругательство над телом умершего”.

– Сейчас идет проверка, по результатам которой будет точно понятно: криминальный это труп или нет. Однако, даже если дело будет возбуждено, задерживать до окончания расследования подозреваемых мы не имеем права: для этого нужны веские основания. Хотя в любом случае психиатрическая экспертиза членам этой семьи на предмет вменяемости будет проведена. Только это не означает, что их всех сразу изолируют и поместят на лечение. Это возможно лишь при выявлении явной опасности для общества. Были случаи, когда даже убийц, признанных психически неуравновешенными, оставляли на свободе с пометкой “под наблюдением врачей”, – говорит руководитель отдела тереньгульского межрайонного следственного комитета Сергей Дрожжин.

Однако народ с выводами следователей не согласен и бунтует в прямом смысле этого слова.

Мария КЛИМОВА