Этой весной ульяновцы, спускающиеся к правому берегу Волги под центром города, отмечают заметно низкий уровень воды в реке. Вода ушла так, что можно прогуляться по бетонным сооружениям, защищающим берег и обычно недоступным пешеходам.
О том, от чего зависит уровень воды в Куйбышевском водохранилище и что для живущих по берегам Волги людей зависит от него, мы поговорили с начальником отдела водных ресурсов по Ульяновской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Юрием Есиповым.
– Юрий Михайлович, чем можно объяснить такой низкий уровень воды в водохранилище, установившийся в апреле этого года?
Все познается в сравнении. Не совсем корректно говорить, что сейчас уровень низкий. Вот смотрите (к встрече наш собеседник подготовил графики изменения уровня Куйбышевского водохранилища, чтобы разговор был более наглядным. – Ред.), в 2015 году уровень в апреле был ниже – на отметке 45 метров. Сейчас он находится на 50 метрах. Уровень самого водохранилища определяется исходя из анализа и прогноза, который делает Гидромет. Регулирование всего комплекса Волго-Камского каскада ГЭС производится межведомственной рабочей группой при Федеральном агентстве водных ресурсов. Действует она уже около 10 лет. В нее всходят представители всех заинтересованных структур. Это представители Росрыболовства, которые предлагают свои условия работы водохранилища. Это речники, которым нужна вода для судоходства. Это представители субъектов Федерации, которые прежде всего отвечают за обеспечение водой своих жителей.
Так называемая зимняя сработка водохранилища (уменьшение уровня. – Ред.) в этом году была плановой и исходила из прогнозов Гидромета. Участники этой рабочей группы учитывают все в комплексе: запасы снега, когда он выпал, когда замерзла земля, сколько уйдет снега в землю, сколько не сможет земля впитать, и сколько станет поверхностными стоками.
В целом Куйбышевское водохранилище работает стабильно. На графиках по разным годам видно, что в апреле всегда идет сработка водохранилища. Насколько она велика, зависит от прогнозов, которые дает Гидромет.
Наше водохранилище – как большой аккумулятор. Оно единственное на сегодня обеспечивает водой нижние водохранилища. В Саратовском, например, обычный перепад составляет 20 сантиметров. 50 сантиметров для него – это максимально допустимый перепад. У нас же он составляет пять метров. У нас отметка в 53 метра Балтийской системы – это плановая отметка. Это нормальный подпорный уровень, который обеспечивает решение всех проблем: снабжение водой населения, обеспечение судоходства, обеспечение нижней части каскада водой, если им не хватает. Вода сейчас аккумулируется, чтобы потом обеспечить рыбную полку. Обратите внимание, вот она, ближе к маю, рыбная полка (специальный пропуск воды, чтобы обеспечить необходимый для нереста уровень водохранилища. – Ред.). Это период, когда рыба в низовьях поднимается для нереста.
– Все эти изменения – это результат регулирования человеком с учетом прогнозов?
– Да, Волго-Камский каскад – зарегулированный. В 2010 году прогнозы не оправдались и сложная ситуация была в верхней части каскада, там и пароходы не ходили, и воды не хватало. У нас она тоже могла возникнуть, так как поливненский водозабор находился высоко и могли появиться проблемы с обеспечением водой населения правого берега. Но за последние годы на водозаборе были выполнены работы по переносу оголовка ближе к руслу. Сейчас проблем таких быть не может.
– А что на графике по весне прошлого года? Высказывались предположения, что оползни были связаны с высоким уровнем водохранилища. Что вовремя не спустили – вот склон размыло.
– В апреле 2016 года отметка была на 51 метре, в мае уровень поднимается, но это и есть рыбная полка. Вообще у нас нет такого понятия “спустить вовремя”, есть понятие “освободить емкости для приема паводковых вод”. График изменения уровня обычный по прошлому году. Вот в 2014 году в апреле уровень был высокий – на 52 метрах, это больше 2016 года.
– Можно ли сказать, что за годы существования каскада ГЭС мы научились уже правильно управлять рисками, связанными с изменением уровня водохранилищ?
– Надо правильно понимать, что есть человек, но есть господь бог, который иногда вносит свои коррективы. Да, у нас сейчас имеется достаточно большой анализ того, что происходит. Федеральное агентство водных ресурсов регулярно направляет финансовые средства, чтобы делались прогнозы, чтобы выполнялся большой комплекс работ по изучению каскада с точки зрения потепления климата в мире. Имеющаяся аналитическая база позволяет принимать просчитанные решения. Но мы базируемся в основном на данных Гидромета. У агентства есть и свое учреждение, которое занимается анализом происходящего. Но чтобы вести качественную аналитику, нужно много постов наблюдения, тогда информация будет более точной. Они есть, но если сравнивать их количество в Европе и у нас, результат будет пока не в нашу пользу. Кроме того, Гидромет должен купить большой программный аналитический комплекс, чтобы информацию в целом по стране обрабатывать.
– Ученые говорили о том, что в ближайшие 15 лет Волгу ожидает маловодный период. Будет ли он заметен простым жителям населенных пунктов по берегам Волги, а не специалистам, или регулирование уровня эти проблемы сглаживает?
– Мы находимся в этом периоде где-то с 2009 года. Если взять 2010 год, это было заметно. Например, круизные теплоходы должны были идти в сторону Казани, а они в верхней части разворачивались и шли в Балтийском направлении, потому что в эту сторону воды не было. Это была сработка Рыбинского водохранилища, его сложнее наполнить. Наше со стороны Камы еще подпитывается достаточно большим объемом воды, а там воды просто взять неоткуда. По прогнозам Гидромета его сработали, а оно не наполнилось. Прогноз – это всего лишь прогноз. Поэтому группа при Федеральном агентстве, когда работает, изучает любые сценарии. Например, как только вода теплеет до шести градусов, нерестится щука, для рыбников нужно в это время столько воды, чтобы она отнерестилась. И в это время воду нельзя спускать, иначе икра повиснет. Следующим идет сазан. А я вспоминаю, как в 2000-е годы, 1990-е – было повсеместно: сазан отметал икру, щука отметала – и она висела на камыше. Сейчас такого нет, это говорит о том, что человек становится способен управлять системой Волго-Камского каскада.
Лидия Пехтерева
Односельчанин
Иваныч слив начал наверное… Особенность нынешнего правительства – хрень какую-нибудь сморозят, а потом доказывают что всё правитльно сделали…
Вопросы
Кто от Ульяновской области представитель в данной комиссии ?
Почему в апреле 2015 года уровень был 45.00 ?
Сколько рыбы погибло после сработки водохранилища весной 2015 года ?