Собственное производство электроэнергии обеспечивает потребность Ульяновской области лишь на 42,2%. За предыдущий год этот показатель снизился на 3,3%.

В «РИА Рейтинг» составили список регионов с дефицитом энергии – помимо нашего, в него вошли еще 49 регионов. Причем возглавляет рейтинг энергодефицитных Москва, которая просто очень много потребляет энергии, и собственного производства ей не хватает. Но немного не понятно, почему дефицит возник в Ульяновске, где не до конца загружены собственные мощности ТЭЦ. Возможно, в ситуации, где условия диктует рынок, покупать энергию из других регионов просто выгоднее, чем производить самим?

По подсчетам экспертов, Ульяновской области не хватает 3,4 млрд. кВтч электроэнергии. Можно ли рассматривать этот объем как задел для внедрения альтернативной энергетики в нашем регионе?

Ответить на этот вопрос попытались эксперты «круглого стола» под названием «2030 – новые координаты движения энергетики и ЖКХ», который прошел в Ленинском мемориале в рамках форума «Мы строим мировой креативный регион».

– Новые технологии в энергетике позволяют создать распределенную генерацию, не зависящую от поставок топлива и цен на энергоносители, к тому же не создающую вредные для экологии выбросы. Да, сейчас цены на ветровую генерацию в мире в целом выше, чем на традиционную. Однако уровень развития технологий говорит о том, что очень скоро в большинстве стран будет достигнут «зеленый паритет» (т.е. равенство стоимости выработки на традиционных и возобновляемых источниках энергии). Сейчас зеленый паритет достигнут в 20 странах мира, для России же это перспектива ближайших 5-10 лет. Только за последние 10 лет цена на солнечную генерацию снизилась в три раза, на ветроэнергетику – в 1,5 раза. Если такие темпы сохранятся, то за 10 лет мы достигнем равенства, – пояснил директор проектной организации Сергей ЧИКИН.

Следует пояснить, что генерация энергии из ветра все же обходится дешевле традиционного метода, а высокая цена устанавливается лишь на время возмещения капитальных вложений.

Как мы уже писали, в Ульяновске строится первый в России ветропарк на 35 МВт. Такие же небольшие альтернативные источники энергии могут стать очень актуальными для небольших муниципалитетов и отдаленных населенных пунктов. Размещенные в непосредственной близости от потребителей, ветропарки не нуждаются в протяженных сетях и их обслуживании, а также не зависят от поставок газа или другого топлива, что дает значительную экономию. Однако чтобы это стало реальностью, требуются не только и даже не столько инвестиции, сколько создание предпосылок для развития альтернативной энергетики – имеется в виду законодательная база.

– Этой темой мы занимаемся очень давно. Именно мы способствовали тому, чтобы было изменено законодательство РФ. Мы добились увеличения объема гарантированной ветрогенерации. Начали строительство ветропарка на 35 МВт и уже проводим ветроизмерения для второй очереди мощностью 500 МВт, -подчеркнул Губернатор Сергей МОРОЗОВ.

При поддержке главы региона в 2015 году были внесены значительные изменения в законодательство РФ, которые повысили предельные капитальные затраты, которые привязали к валюте. И по сути, это позволило запустить рынок в совершенно новых условиях, с новыми реальными игроками. Если раньше это были частные компании, заявляющие небольшие мощности, то сейчас подтянулся более крупный капитал – уровня тех же «Росатома», компании «Фортум» и даже ПАО «Т Плюс», которое также имеет интересы в сфере альтернативной энергетики.

По оптовой схеме выработки электроэнергии в России на ветрогенерацию запланировано в год 3,6 ГВт.

– Ульяновская область может стать хорошим полигоном для создания ветрогенерирующих мощностей. У нас есть особенность в том, что в собственной генерации электроэнергии у нас меньше потребности. А недостаток энергии покрывается за счет перетоков из соседних регионов. И мы уже в обсуждении с сетевыми организациями и системным оператором определили несколько точек на карте региона, где включение мощностей было бы очень полезно и помогло бы разгрузить подстанции и сети. В этих точках сейчас и проводится второй этап ветромониторинга на 500 МВт, – сообщил Сергей ЧИКИН.

По его словам, российские меры поддержки дают преимущества именно тем зонам, где эти ветрогенерации будут строиться, поскольку возврат инвестиций осуществляется через систему оптового рынка.

– Точно так же, я напомню, буквально 8-10 лет назад мы рассуждали о когенерации, все было красиво, но где-то она работает и приносит результаты, а где-то не прижилась. Это касается и ветроэнергетики, для одних территорий это выгодно, для других – нет. Я не соглашусь с тем, что Ульяновская область является энергодефицитной, так как у нас есть все необходимые мощности для выработки всей необходимой региону энергии. Но мы производим меньше. Поэтому надо взвесить и посчитать, что выгоднее: запускать ТЭЦ-2 на полную мощность или строить ветропарк? – отметил депутат Законодательного Собрания Александр БУКИН. – Самое ценное, что сегодня российское Правительство готово компенсировать разницу в тарифе, чтобы за 15 лет окупить все капитальные вложения. Поэтому строительство ветропарка в Ульяновске, я считаю, нужно поддерживать.

При таком раскладе (за счет государственных гарантий доходности для инвесторов) Ульяновская область может привлечь порядка 70-90 млрд. рублей в целом на строительство и еще около 3 млрд. рублей на локализацию производства. Суммарное количество высокотехнологичных рабочих мест, которые могут быть при этом созданы в регионе, оценивается примерно в 1000. Причем эти кадры тоже будут готовиться в самом Ульяновске.

Алексей Николаев