Как так получается, что домами, которые по решению суда должны были быть отремонтированы, например, еще в 2011 году, по региональной программе будут заниматься только еще в 2033 году?! И на все обращения в органы власти собственники получают ответ, что все это согласно законодательству… Так быть не должно, и надо менять ситуацию – решили на заседании Комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по жилищной политике, ЖКХ и энергетике, которое прошло 3 апреля.

Глава региона Сергей МОРОЗОВ еще в прошлом году поручил выявить слабые места механизма проведения капремонта в рамках региональной программы и найти варианты устранения проблем. При этом одним из основных вопросов была озвучена проблема актуализации программы, в которой необходимо скорректировать информацию о техническом состоянии многоквартирных домов, сроках, очередности и запланированных видах работ. Специально для решения данных вопросов была создана экспертная группа, которая в своей работе наткнулась на множество недоработок и нестыковок законодательства, мешающих сделать программу капремонта актуальной.

Суд – не указ
Сегодня мы не будем говорить о всех (а их масса!) «белых пятнах» законодательства в данной сфере, а сосредоточимся конкретно на проблеме соотношения региональной программы с решениями судов о капремонте. Почему они не совпадают?

В прошлом, 2016 году была проведена актуализация региональной программы капитального ремонта – постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2016 №663-П утверждены соответствующие изменения. Однако поданные собственниками результаты судебных экспертиз по износу в МКД опять не были учтены.

– У нашего дома имеется технический паспорт, выданный БТИ (бюро технической инвентаризации. – Прим. ред.) еще в 1997 году, где указан износ здания 33%. А на сегодняшний день, каким-то волшебным образом, в региональной программе износ нашего дома стал 24%. Как он так смог уменьшиться, если за это время у нас не только не было капитального ремонта, так еще и возгорание произошло из-за плохого состояния проводки.

Более того, согласно судебной экспертизе, в 2012 году износ канализации и отопления – на 80%. При этом из-за ужасного состояния канализации у нас постоянно заливает подвал, что влияет на фундамент дома. Фасад весь в трещинах, между кирпичами песок сыпется, ветер продувает. За 20 лет из всего, что требует срочного ремонта, нам только кровлю отремонтировали, но при этом общий средний износ дома уменьшился, и теперь, хотя все должно было быть сделано по решению суда еще в 2012 году, нас поставили в очередь на капремонт в региональной программе на 2033 год. Как такое может быть?! – удивляется Маргарита МАЛЬЦЕВА, председатель совета дома по пр-ту Гая, 11.

Аналогичные истории рассказали председатели советов МКД по ул. Гафурова, 18 – Татьяна ТАРАКАНОВА и по ул. Радищева, 174 – Николай МАКАРОВ. Они также обратились в органы власти с тем, чтобы на основе заключения экспертизы добиться переноса сроков проведения капитального ремонта в своих домах, но получили отрицательные ответы.

В общем – хорошо, в частности – беда
На заседание Комитета в Зак-собрание пригласили эксперта, делавшего экспертизу по указанным адресам, в частности на пр-т Гая, 11.

– Судом ставится конкретный вопрос, на который мы как эксперты должны дать ответ. И если не ставится вопрос по оценке общего износа, то мы его и не рассчитываем. Мы производим оценку отдельных конструктивных элементов, пояснил инженер-строитель Сергей МИШИН. – При этом, насколько я понимаю, так как на комплексный капремонт не хватает денег, задача состоит в том, чтобы выявить износ элементов, которые напрямую влияют на состояние всего здания (это кровля, инженерные сети, ограждающие конструкции), с тем, чтобы отремонтировать их в первую очередь, а с какими-то элементами дома можно и не торопиться.

По мнению экспертов, большую долю путаницы внесли решения политические, которые не соответствуют техническим. Так, если помните, при запуске новой системы капремонта как приоритет обозначалось проведение именно комплексного капремонта. Идея красивая: один раз, от и до, капитально отремонтировать весь МКД и больше не возвращаться к нему до окончания программы. Однако это решение требует значительных финансовых затрат, ведь для комплексного капремонта здания всех жителей МКД необходимо переселить во временное жилье. А делать этого, конечно, никто не хочет… Кроме того, разные конструктивные элементы дома имеют разные сроки службы и, соответственно, для них требуется разная периодичность проведения ремонта.

Иными словами, сделать красиво «от и до» не получится. Однако именно под эти задачи и формировалась нормативная база, которая логично вошла в противоречие с реальной ситуацией. Программа капремонта утверждается в соответствии с баллами, сформированными исходя из критериев, утвержденных Законом Ульяновской области от 05.07.2013 №108-30. Получилось, что для региональной программы не важно состояние отдельных элементов, указанных в решении судов, а только общий износ здания, который, как и «средняя температура по больнице», может быть вполне пригодным. По той же причине (недоработки законодательства. – Прим. ред.) органы власти не могут принять от собственников результаты судебной экспертизы и дают отрицательные ответы.

По словам и.о. заместителя Главы администрации Ульяновска Сергея ГИГИРЕВА, перенести «вручную» дом в региональной программе на основании данных износа отдельного элемента нельзя, так как это заложено в самом механизме определения очередности.

– Кровля и некоторые другие конструктивные элементы имеют низкий коэффициент весомости в общем проценте износа дома, но при этом больше всего влияют на качество и комфорт проживания людей. По этой причине жилье с протекающими крышами в программе капремонта и было поставлено на очередь, например, в далеком 2029 году, – пояснил чиновник.

Будем исправлять
– Сроки капитального ремонта должны зависеть от реального технического состояния домов. Однако сегодня, по нашим данным, на территории региона насчитывается несколько сотен жилых домов, в которых степень износа, зафиксированная в программе капремонта, не соответствует фактическому их состоянию, – отметил председатель Комитета Заксобрания Геннадий АНТОНЦЕВ. – Собственники сталкиваются с тем, что даже на основании экспертных заключений не могут изменить сроки капремонта в своем доме. Постановление областного Правительства отныне дает гражданам возможность это сделать, но остаются вопросы: куда конкретно жильцам необходимо обращаться, какую информацию предоставлять и в каком виде, кто отвечает за сроки принятия решений и так далее. Эти пробелы необходимо заполнить.

Имеется в виду постановление Правительства Ульяновской области от 06.03.2017 №94-П «Об утверждении Порядка принятия решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области». Данный нормативный акт устанавливает порядок, сроки и основания для внесения изменений в региональную программу капремонта, в том числе при ее актуализации.

– Люди не виноваты в том, что в их доме сегодня нужно провести ремонт, который в программе запланирован через десятилетия. Виноваты чиновники, и надо срочно исправлять ситуацию, – подчеркнул заместитель председателя Комитета Владимир КАМЕКО.

По итогам совещания депутаты Заксобрания приняли решение указать Министерству промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области на необходимость срочной разработки детальной (пошаговой) инструкции для собственников МКД, в которой будет прописан четкий механизм действий для изменения сроков капремонта и выполнения работ на конструктивных элементах дома.

Алексей Николаев

Информацию, на какой год поставлен в очереди на капремонт ваш дом, можно посмотреть на портале «УК – Ульяновская область» в разделе «Региональная программа на 2015-2044 гг.» по ссылке https://people.ric-ul.ru/BigRepair/Details/6.