«Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей, помните о великом завете Спасителя: любите и ненавидящих вас, и твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисходительности». Из завещания И.Я.Яковлева чувашскому народу. 25 апреля – день рождения Ивана Яковлевича Яковлева, создателя современной чувашской письменности, выдающегося деятеля культуры и просвещения чувашского народа. С 1992 года эта дата отмечается и как День чувашского языка.

Иван Яковлев родился 25 апреля в 1848 года, в маленькой деревне Кошки Симбирской губернии. Рано оставшегося сиротой мальчика усыновила чувашская семья Пахомовых. Честные и работящие люди, они работали от зари дотемна, но не могли выбиться из нищеты. То же было и у соседей. Наблюдая за мольбами о помощи, обращенными к идолам, Яковлев еще в детстве пришел к выводу: где язычество – там бедность и неграмотность, православие – путь к культуре и просвещению. Это убеждение окрепло в Бурундуках, где он учился на землемера; во время работы мерщиком, когда Яковлев объездил не только Симбирскую, но и соседние губернии. Законоучитель Бурундуковского училища о.Алексий Баратынский, с которым Иван Яковлевич поддерживал дружбу долгие годы, посоветовал ему поступать в Симбирскую гимназию. Во время учебы Яковлев занимался репетиторством, а заработанные деньги тратил на содержание открытой им маленькой школы для чувашских детей. На первых порах жизни Ивана Яковлева в Симбирске важной вехой стало знакомство с семьей Глазовых. Бывая в их доме, он приобщился к серьезному чтению, музыке, театру… Серьезную помощь в становлении и расширении школы молодого педагога оказал Илья Николаевич Ульянов. В 1870 г. Яковлев окончил гимназию с золотой медалью и поступил в Казанский университет.

В Казани Ивану Яковлевичу посчастливилось встретить педагога, перевернувшего всю его жизнь. Николай Иванович Ильминский – профессор, преподаватель университета, фольклорист, полиглот, востоковед – оказал на Яковлева огромное влияние. Он специально снял жилье рядом с квартирой Ильминского, часто встречался и подолгу беседовал с ним. Под влиянием учителя Яковлев начал переводить Евангелие на чувашский язык. Этот труд был полностью завершен только в 1911 г. Но главным в то время стало составление с помощью Ильминского нового чувашского алфавита, основанного на кириллице. Прежний алфавит, использовавший древнебулгарский язык, давно устарел и вышел из употребления. Чувашский букварь был издан в 1872 году и стал важным этапом в развитии национальной культуры. Первые два тиража издавались на собственные средства составителя, которому не исполнилось и 25 лет.

Окончив университет в 1875 году, Иван Яковлевич получил должность инспектора чувашских школ Казанского учебного округа. В его ведение входила и созданная им Симбирская чувашская школа, которую Яковлев возглавил. В 1877 г. он приобрел для школы участок на берегу Свияги у купца Ф.Красникова. Он оставался близким другом семьи Ильминских, а в 1877 г. женился на их приемной дочери Екатерине Алексеевне Бобровниковой. На нее полностью легли заботы об открытом в 1878 г. женском отделении школы. В 1890 году Иван Яковлевич добился реорганизации Центральной чувашской школы в учительскую, с 6-летним курсом обучения. В школе получали специальность будущие педагоги, работавшие потом в небольших сельских школах. Яковлевым было открыто около 400 сельских чувашских школ, преподавали в которых почти исключительно его бывшие воспитанники. Одновременно им регулярно издавались учебники, переводы художественной и научной литературы, рассказы для детей. Все эти книги моментально распространялись и становились настольными во многих чувашских семьях. Иван Яковлевич пользовался огромным авторитетом в Симбирске и Поволжье. Помощь в его начинаниях оказывали многие люди, среди которых были состоятельные дворяне и купцы, представители администрации. Это, конечно, очень способствовало делу просвещения чувашского народа, но главным был неутомимый труд самого педагога. После революции Иван Яковлевич не нашел понимания у новой власти. Все заслуги были забыты, из школы его выживали. В 1922 году семья покинула Симбирск. И.Я.Яковлев скончался в Москве 23 октября 1930 года. В некрологе, опубликованном в ульяновской газете «Пролетарский путь», говорилось: «Нужно бы и Ульяновску подумать о достойном увековечении его светлой памяти». Хорошо, что, хоть и через многие годы, это было сделано.
Большой интерес представляют те идеи, которые были положены И.Я.Яковлевым в основу его просветительской деятельности. Он видел будущее чувашского народа, его культуры в неразрывной связи с народом русским. Судьба чуваш и других малых народов неразрывно связана с русской нацией на едином историческом пути великого государства. Но единение должно осуществляться путем интеграции, а не ассимиляции. Приобщение к христианству, великой русской культуре с сохранением собственного языка, традиций, самобытности – вот единственно возможный и правильный путь.

Чтобы лучше понять историю создания и развития Симбирской чувашской школы; принципы, заложенные в основу ее деятельности, наверное, лучше обратиться к первоисточнику: запискам самого Ивана Яковлевича.
И.Я.ЯКОВЛЕВ. «Краткий очерк Симбирской чувашской школы», Симбирск, 1908 год (с сокращениями).
Чувашская школа возникла осенью 1868 г. Когда я учился в 6-м классе Симбирской классической гимназии, взял к себе трех мальчиков чуваш и стал заниматься с ними… Я сам вышел из крестьянской семьи и… на собственном опыте знал цену образования и трудность путей, ведущих к нему крестьянина. … Вначале хотелось просто провести через русскую школу сколько возможно мальчиков-чуваш… Я поступил в Казанский университет и встретился там с Н.И.Ильминским… Целые ночи проходили в беседах об инородческом деле, его нуждах, перспективах… Под влиянием этих бесед и определились взгляды мои. Когда я вернулся в Симбирск заведывать основанной мной за 7 лет перед тем школой…, я был убежденным сторонником взглядов Н.И.Ильминского. Маленькая школа, завязавшаяся в комнате гимназиста, успела окрепнуть: она с первых шагов встретила поддержку со стороны местного земства и Казанского учебного округа и понемногу превратилась в учреждение.

В основу дальнейшего развития… были положены следующие руководящие идеи. Основная идея – христианское просвещение инородцев светом Евангелия. … В последней четверти 19 века старые языческие верования начали быстро и бесповоротно отмирать. На смену им неизбежно должны были явиться более высокие формы религиозного сознания… Пути развития инородцев должны направляться к усвоению христианских идеалов – вот идея, положенная в основу развития Симбирской чувашской школы. Другой идеей была идея сближения и объединения с русским народом. … Наши восточные инородцы должны быть… историческим спутником русского народа. Горе и радости русского народа – их горе и радости, его будущее – их будущее, … национальная идея развития инородцев есть идея их духовного объединения и слияния с русским народом. … В этом направлении должны работать церковь и школа. При этом, та и другая должны пользоваться понятным для чуваш родным языком… Родной язык в школьном обучении, за богослужением, Евангелие на родном языке, учитель и священник из природных местных инородцев…, близкие по духу, языку и быту к окружающему их населению – вот те средства, при помощи которых надо было идти к намеченным целям. Родной язык в церкви и школе – третья идея, которая направляла развитие Симбирской школы.

Начиная с 1875 г. Симбирская чувашская школа приобретает значение и характер учительской семинарии, призванной удовлетворять нужды сельских чувашских школ в преподавателях и чувашских приходов – в священниках. С 1878 г. к мужской школе присоединяется женское училище с несколькими десятками чувашских девушек, будущих учительниц в чувашских деревнях. Общее число учащихся с 80-х г.г. превышает 100 чел…, к 1900 г. доходит до 300 чел. Богослужения и молитвы совершались в школе на чувашском языке, но все обучение происходило по-русски. После Закона Божия… главное внимание обращалось на русский язык. К концу 6-летнего курса… ученики вполне овладевали русской речью. В последние 2 года усиленное внимание уделялось изучению логики, наряду с упражнениями в писании сочинений… Много внимания уделялось обучению скрипичной игре и пению, что, при музыкальных склонностях чуваш, шло успешно… Далее, предметами внимания были: история, математика, физика, химия, ботаника и зоология… После уроков ученики должны были работать в учебной мастерской…, многие достигали значительного искусства в токарном и столярном ремеслах.
…Школа обеспечивала сухое, теплое и светлое помещение, чистоту и опрятность, простую и здоровую пищу, но в школьный обиход не вводилось ничего, что было неизвестно в быту зажиточного крестьянского хозяйства. Воспитанники получали горячий завтрак…, обед из 2-х блюд, то же самое… полагалось и на ужин. В школе не полагалось чая (за исключением Пасхи), казенного белого хлеба: то и другое в быту зажиточной русской семьи, не говоря о чувашах, рассматривается, как большое лакомство… Ученики младших классов спали на нарах или даже на полу на войлочных подстилках, т.к. на приобретение кроватей у школы долгое время средств не было. Для детей, выросших в курных избах…, не могло казаться лишением спанье на войлоке в теплой, сухой комнате. Одевать воспитанников школа не могла. Воспитанники… носили то крестьянское платье, которое было доступно их достатку. Лапти, валенки, кафтаны, полушубки… были обычным костюмом. Школа нуждалась в рабочих руках, и в свободное от занятий время воспитанники… таскали дрова, рубили капусту, ухаживали за садом и огородом, изготавливали в мастерской парты, классные доски, шкапы… Странно было бы нанимать… рабочих, когда в школе более 300 здоровых деревенских юношей 14-22 лет.
В Школе не было отметок… за ответы и поведение. Дисциплина поддерживалась всем духом учебного заведения… Наказаний не было никаких. Единственной мерой наказания было увольнение из школы… – случаи сравнительно редкие. При скудости средств, потребности в новых преподавательских силах приходилось дорожить каждым местом в школе. Обычно… принималось несколько десятков учеников сверх комплекта, и к концу учебного года производился отбор способных. Характерной чертой являлась доступность школы для приезжающих родителей. Они останавливались со своими розвальнями или телегами на школьном дворе, ночевали в помещении школы…, могли свободно наблюдать, как живут и учатся их дети. Без препятствий и докладов приходили ко мне, чтобы посоветоваться, расспросить. Так слагалось и упрочивалось то доверие, которым Симбирская чувашская школа пользуется среди всего чувашского населения.

Школа вызывала к себе много симпатий…, встретила благожелательное отношение со стороны учреждений и частных лиц. Земства Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Уфимской губерний учредили несколько десятков стипендий. Православное Миссионерское Общество поддерживает значительной субсидией женское училище при чувашской школе. … Некоторые частные лица поддерживали Школу денежно. Так, …с постоянной щедрой готовностью приходил Школе на помощь ее почетный попечитель Н.Я.Шатров. Им… перестроена школьная церковь и отдано в распоряжение Школы большое усадебное место…

Пожелаем же, чтобы трудясь над общим делом на пользу родного народа, инородческие деятели умели взаимно понимать друг друга; уважать чужие убеждения и стремиться к тому, чтобы их усилия были согласованы общим желанием добра… Терпимость и уважение к чужому труду – лучший залог успеха.
И.Яковлев. Симбирск. 28 октября 1908 года.

П.В.Сизов. «И.Н.Ульянов и И.Я.Яковлев в чувашской школе», 1985 г. Источник: artmuseum.ru.

И.Я.Яковлев и Е.А.Яковлева с внучкой Катей в столовой своего дома в Симбирске. 1910 год. Источник: chuvsu.ru.

С картины Б.В.Клевогина «Последние дни И.Я.Яковлева в Симбирске». Источник: chuvsu.ru.

Симбирская чувашская школа, 1896 г. «Верхний» корпус. Из книги: С.Л.Сытин «Симбирск глазами фотографов и историка», Ульяновск, 2003.

Симбирская чувашская школа, 1896 г. «Нижний» корпус. Из книги: С.Л.Сытин «Симбирск глазами фотографов и историка», Ульяновск, 2003.

Симбирская чувашская школа, 1896 г. Учебные мастерские. Из книги: С.Л.Сытин «Симбирск глазами фотографов и историка», Ульяновск, 2003.

Один из корпусов Симбирской чувашской учительской школы. 1910-ые г.г. Из книги: С.Л.Сытин «Симбирск глазами фотографов и историка», Ульяновск, 2003.

Симбирская чувашская школа, 1896 г. Церковь Сошествия Святого Духа. Из книги: С.Л.Сытин «Симбирск глазами фотографов и историка», Ульяновск, 2003.

Симбирская чувашская школа, 1896 г. Церковь Сошествия Святого Духа, интерьер. Из книги: С.Л.Сытин «Симбирск глазами фотографов и историка», Ульяновск, 2003.

Симбирская чувашская школа, 1896 г. Воспитанницы женского отделения. Из книги: С.Л.Сытин «Симбирск глазами фотографов и историка», Ульяновск, 2003.