Важно не то, что сказал политик, важно, что услышал тот, кому это адресовано

Приближающиеся выборы президента страны и депутатов областного парламента заставляют представителей власти искать язык, на котором в условиях продолжающегося тяжелого экономического кризиса они могли бы общаться с народом. Однако подобрать адекватный настроениям людей код предвыборного общения власти не удается. Все заметней нарушение коммуникационных связей с населением, и как следствие – рост отчуждения. Продолжающаяся накачка оптимизмом вызывает уже почти нескрываемое раздражение. Эффект ножниц между наигранным оптимизмом властей и реальным положением, в котором живут люди, вновь стал напоминать советскую эпоху.

По мнению аналитиков, снова, как и в те далекие годы, наблюдается разрыв политического языка: власть вкладывает в свои слова одно содержание, а народ в них слышит иной смысл. Казалось бы, меняется ситуация, меняются запросы людей, соответственно должен меняться и язык политического общения власти с народом. Однако ничего подобного не происходит. Власть не понимает простой истины, что нельзя говорить с народом на одном и том же языке в условиях кризиса и в условиях экономического подъёма. В условиях кризиса люди ждут от власти других слов и других действий. Тот язык, на котором сегодня предпочитают говорить носители властных полномочий, люди не воспринимают. Они вообще перестали понимать язык, на котором общается политическая элита. В чиновничьем исполнении любая публичная речь, выражаясь словами одного из персонажей фильма «Бриллиантовая рука», превращается в «непереводимую игру слов». Происходит тотальная подмена языка живого общения казенным чиновничьим языком.

Практически любое публичное обращение властей к людям содержит в себе массу малопонятных для простого человека терминов и слов: оптимизация, кластер, инвестиции, инновации, нанотехнологии, рецессия, дефолт и пр. Такие слова, как добро, благо, забота, народ, качество жизни, достаток, из лексикона политиков исчезают. Люди устали от безликих и безадресных обращений, в которых нет ни сердца, ни мобилизующей энергетики, а политики совершенно забыли ключевое правило политической риторики: важно не то, что ты сказал, важно, что услышал тот, кому это адресовано.

Оценивая информационную политику различных ветвей власти, партий и политических деятелей, несложно убедиться в том, что подавляющее большинство из них имеют весьма туманное представление об объекте своих информационных усилий. Политической элитой оказались не замеченными колоссальные изменения, которые произошли в психологии масс за последние годы. Сегодняшний россиянин – это уже во многом другой человек, чем тот, который был 20, 10 и даже 5 лет назад. Смена социального строя повлекла за собой серьёзнейшие изменения в его запросах, потребностях, мотивациях и степени информированности, а это, в свою очередь, сказалось и на системе его ценностных ориентаций.

Выстраивать отношения с обретающим новые качественные характеристики избирателем, как показали протестные акции 26 марта, ни власть, ни основная масса политиков так и не научились. А потому и оказались для них эти акции сродни холодному душу.

Было бы неверно утверждать, что региональная власть не пыталась хоть что-то предпринять. Назначение Александра Чепухина пресс-секретарем главы региона, явно навеянное впечатлениями от деятельности пресс-секретаря президента Путина Дмитрия Пескова и официальных представителей МИДа и Минобороны Марии Захаровой и Игоря Конашенкова, можно было бы счесть за шаг в верном направлении. Однако авторы данной идеи не учли, что подобного рода деятельность предполагает все-таки нечто иное, чем простой пересказ слов главы региона. Когда это стало очевидно, были предприняты новые перестановки.

Что же касается оппозиции, то её ораторы производят ещё более удручающее впечатление. Та же болезнь, только, пожалуй, в более запущенной форме. В условиях, когда власть теряет доверие и поддержку, оппозиция, казалось бы, обретает реальный шанс быть понятой и услышанной. Однако полное отсутствие навыков говорить с людьми простым, доходчивым языком и объяснять им смысл своих целей и действий приводит к неприятию и тех, кто, казалось бы, должен был концентрировать к себе интерес и порождать надежду.

Донести свою позицию, произвести впечатление, быть услышанным и правильно понятым – естественное и оправданное желание любого политика. Однако добиться успеха в этом непростом деле крайне сложно. Мало одного желания и личных качеств. По-настоящему ярких и запоминающихся политических деятелей всегда рождает конкурентная политическая среда, которая, к сожалению, у нас практически отсутствует.

Николай Васин