В мартовско-апрельских событиях этого года, в «мутных водах» митингов и протестов, прокатившихся по всей стране, оказались наши дети-подростки. Так кто же они — наше будущее: некачественный генофонд, безнадёжное и заброшенное поколение или думающие и жаждущие перемен повзрослевшие дети и какое оно это «новое детство», — попытался выяснить корреспондент «МГ».
Честные «брошенки»
О «потерянном поколении» заговорили еще на рубеже 90-х прошлого века. Тогда, во времена диких перемен, заниматься детьми было просто некому и некогда. Спохватились, когда эти «брошенки» подросли и вошли во взрослую жизнь.
— Дети требуют очень много времени и сил. Это нужно понимать. Работать с ними для галочки не получится. Этот народ очень чувствителен ко лжи и к неискренности. Они могут подчиниться силе временно, но авторитет надо заслужить честностью и упорством, — говорит ульяновский социолог Татьяна Левченко.
Не достучавшись до взрослых, молодежь начала искать взаимопонимание в среде себе подобных. Так, мы получили всплеск субкультур в начале 2000-х: готы, скинхеды (бритоголовые), эмо, «зеленые». На смену им пришли «синие киты» и «феи».
— Пока мы «торгуемся», кто и какую ответственность будет нести за наших детей, кто и что должен, брезгливо перекидывая обязанности друг на друга, они в это время взрослеют и социализируются, становясь гражданами так, как могут. Не стоит недооценивать силу и мощь их энергии, которая под воздействием созданного нами негатива в окружающей среде сегодня так модифицировалась, что впору не задумываться, а бить тревогу во все колокола. Мы своими руками можем сотворить монстра, который нас же и раздавит, — уверена школьный психолог Наталья Вишнякова.
Наше бездействие привело к тому, что появилось понятие «взрослый подросток» — это о тех, кому от 16 до 22 лет. Отличие таких «подростков» в том, что, если предыдущие поколения предпочитали анонимизировать себя, закрываться, то «новые дети», наоборот, очень публичны. Их мироощущение предполагает открытую коммуникацию. Для них это важно. От этого рождается обостренное чувство справедливости: слышат тебя или нет, реагируют на твое появление или нет? Самоуважение — значимое понятие для них, и потому наши «взрослые подростки» просто отказываются говорить и делать то, чего от них ждут, играть в неправду и двоемыслить. Они индивидуалисты, но при этом готовы объединяться, увлечённые идеей.
Утопия или необходимость
Современные молодежные веяния – это уже не возрастные субкультуры, которыми можно «переболеть», это группы солидарности: анархисты, нигилисты, отрицающие и протестующие против Бога и не устраивающей их действительности. При этом стоит понимать, что внутри них нет однородности, как было раньше в том же комсомоле. Всё очень дробное, размытое; идет постоянный поиск эксклюзивности и деления на «своих» и «чужих». При этом на переднем «фланге» всё же ставится вопрос справедливости и доступа.
— Молодёжь нуждается сегодня в идее, цели, но не по типу комсомола. Да, в свое время он сыграл значимую роль в истории, но это прошлое. Нельзя строить будущее с оглядкой, — говорит кандидат политологических и социологических наук Надежда Федорищева. – Сегодня другие взрослые и другие дети, потому нужны новые методы работы, новые технологии, ориентированные непосредственно на среду. К сожалению, специалистов такого уровня у нас сегодня или мало, или вовсе нет. Мы слишком долго не интересовались этим вопросом, потому растеряли все знания и опыт. А все эти молодежные парламенты, выборы, активы для наших детей игрульки, которые всерьез ими не воспринимаются.
На фоне этого — указ «сверху» — срочно повернуться лицом к молодежи и начать с ней работать и, как результат, всплывшая из «аналов» памяти идея о создании молодежного Министерства как рычага управления и воздействия. Высказываются опасения, что движение утопическое и может в итоге сыграть злую шутку.
— Вся эта суета приведет к тому, что с верхов будут на низы, а именно в школу или в те же ссузы, как непосредственный контактный инструмент работы с детьми, спускаться указы. Нас, педагогов, начнут принуждать делать работу, а мы начнем наседать на детей. Так что ждать хорошего не приходится, — считает учитель истории и обществознания Любовь Кириченко. – При этом, к сожалению, многие позабыли, как отняли у школы воспитательную функцию, обозвав то, что раньше считалось цитаделью формирования не только личности образованной, но и гражданской — образовательной организацией. Всё это подорвало авторитет педагога, да и вообще взрослых.
Сама же молодость возлагает большие надежды на создаваемый аппарат.
— Нам сегодня не хватает общей идеи. Более того, ее культивация законодательно запрещена. В итоге мы разрознены, каждый варится в своей каше. Возможно, министерству молодежной политики суждено стать родоначальником объединяющего нас движения. Мы этого ждем, и мы к этому готовы, — считает Алексей Миронов — председатель областного молодёжного парламентского клуба.
Действительно, до сих пор работа с молодежью велась по остаточному принципу. Об этом говорит даже само название органа при областном минобре — Департамент дополнительного образования, воспитания и молодежной политики.
— Это вопрос не одного дня, необходимость назревала давно. И мы рады, что сегодня молодежь выделяется и становится в «фокусе». Новый орган нужен хотя бы потому, что, наконец, появятся те, кто не просто начнет работать, обретя полномочия и возможности, но возьмет на себя ответственность, для которой уже настало время, — уверена директор этого департамента Оксана Солнцева.
Разрыв и соединение
Наивно думать, что дети не чувствуют и не видят растерянность взрослого мира. В свое время эго-психолог Эрик Эриксон написал: «Развитие ребенка состоит из серии вызовов, которые он бросает своему окружению для того, чтобы оно обеспечило развитие его впервые возникших потенциальностей». И вот сегодня «бомбино-вызовы» бросаются нам, взрослым. Это доказывает и проведенный корреспондентами «МГ» опрос. Так, по сравнению с 2014 годом, когда по данным статистики к активной, думающей молодежи нашей области можно было отнести лишь 25%, сегодня эта цифра утроилась.
Ольга ФИЛИППОВА.
P.S.
Граждане взрослые, в ходе изучения темы и написания материала я, как автор, могу официально заявить: наша молодежь умна, красива, талантлива, полна сил, идей и готова созидать. От нас требуется немного: понимание и уважение.
Аноним
1. Насчет “аналов” памяти это круто. Практически прямым текстом написать, что идею из задницы вытащили, т.е. идея дерьмовая – это сильно.
2. Итого, все понимают, что нужна идея для объединения молодежи, и при этом признают, что идеи нет и какая она должна быть никто не понимает. Полное бессилие. А зачем тогда все эти психологи, молодежные правительства и прочие участники, если кроме разговоров и переживаний им нечего предложить? Какие бы полномочия не дали, идей-то нет. Будут кресла протирать и зарплату получать. На вопрос “Чем занимаетесь?” они всегда могут ответить “Ищем идею”. Отличный план.
молодой
А у них ауисорсинг(солнцева). Они что нибудь выдадут, а сторонние организации и какие нибудь ответственные в районах должны все сделать и доложить. В этом суть наших “сратегов” от минмолраз.
Автодром
Вся система построена на лжи ! Куда не глянь кругом вранье . Нет социальных лифтов и чудовищная не справедливость . Чиновническое кумовство обычное дело . Власть уже готовы отдать только по наследству . Все это видит так называемое вами потерянное поколение и их не возможно обмануть . Если вы стариков пугаете девяностыми , мол раб щите без пенсий останетесь , то этих уже не возможно контролировать . Если в других странах как наша третьего мира ,проблема решается выездом на работу в развитые страны , то у нас это внутренния проблема . Нас не пускают из за санкций Принцип раздувания министерств и ведомств под своих детишек не просто опасен он череват социальным взрывом . Гнилая система как и дерево на гнилых корнях долго не простоит !
Аноним
Ох это потрясающее стремление сделать всех одинаковыми! Ох это потрясающее самомнение нынешних чинуш, думающих, что они имеют право навязывать ИДЕЮ. Нет, не имеете. Все эти речи, как и создание органа-пустышки – министерсва молодежи – следствие паники и страха от того, что общество выходит из под контроля. А знаете, что нужно сделать, чтобы через пару лет вот эта неуправляемая молодежь не подняла вас на вилы? Дайте людям работу. Не за 200 долларов, которые вы сейчас осмеливаетесь называть “ростом уровня жизни” – стыдобища же! Прекратите строить бесконечные торговые центры и начните заводы. Не как УАЗ с условиями труда хуже чем у рабов. А чистые, аккуратные, с высокой оплатой, опять же. Организовывайте культурные события, а не нойте только лишь про то, какая у нас культурная столица. Культуры здесь нет, а госпожа Мезина еще и убьет ее окончательно. Сделайте доступным спорт – где это видано, чтобы абонемент в бассейн стоил 2 тысячи рублей при полном отсутствии там ремонта, нормальных душевых и вообще сервиса?
Но ведь для того, чтобы сделать это, нужен мозг. А еще распределение бюджета не в свой карман, а на пользу общества. Все что вы можете, господа “идейники”, это молоть языком про скрепы, агентов госдепа и тлетворное влияние запада. Хотя тлетворнее, чем вы, на современное общество никто действовать не может.
Аноним
Смешная статья. Все надергано из Интернета, своих мыслей нет вообще. Люди, имеющие знания и практический опыт работы, чьё мнение действительно стоило бы услышать, такой бред писать и говорить не станут.
Жизнь сама научит идеям
Молодежь 22 года! В 22 года это уже взрослый человек, у некоторых уже семьи в этом возрасте, нафиг им ваши идеи, а подросткам что не хватает: секции, кружки, бассейны, курсы языков – навалом всего.
Бабка
Опять проФФесоры и прочие знатоки со своими знаниями лезут в информационный век. Мир давно поменялся, молодёжи не интересен этот ваш совок.
учитель истории
“Мартовско-апрельские события”, “мутные воды митингов и протестов”. “События” – это сто человек школьно-вузовской молодёжи прошлись туда-сюда по Гончарова сто метров. Ну, да: по призыву Навального (минус), но против коррупции (плюс). Ради чего нам в школе навязали целый цикл антикоррупционных уроков и требуют тему коррупции поднимать при любом удобном случае. Мы и поднимаем: рассказываем, что главный соратник Петра Великого Александр Данилович Меньшиков вывел в иностранные банки сумму наворованного равную половине бюджете государства российского, а другой соратник -Ягужинский- ответил Петру, что ,если вешать воров, то надо повесить всех нас, с кем тогда Россию реформировать. Власть после известного фильма должна была шустрее реагировать: или возбуждать дело на Медведева за воровство в особо крупных размерах или против Навального за клевету. А он отделался пятнадцатью сутками. А “мутные воды митингов и протестов” вообще умиляют: это намёк на наши “мутные” конституционные права? Конституцию и эти права мы зачем то тоже изучаем в школе.
“Во времена диких перемен”. Я соглашусь, что формационная контрреволюция, переход от социализма в капитализм это перемены и дикие,и преступные. Но вот образовательные стандарты, государственные программы, которые мы “реализуем” в школе, по другому трактуют этот вопрос, как прорыв из тоталитаризма в демократию, из советского “застоя” в современную цивилизацию. И вот дети, родившиеся после советской власти, выросли в этой цивилизации и начинают по поводу неё и своего места в ней задавать законные вопросы. И вся и молодёжная, и “взрослая” политика сводится к тому, есть ли на эти вопросы у российского капитализма приемлемые ответы. Всё возвращается к началу начал – к русской национальной идее справедливости. И пока российские дети, молодёжь, взрослые будут раз за разом убеждаться в старых истинах. что “от трудов праведных не наживёшь палат каменных”, что суд почти всегда “шемякин” и т. д., бесполезны любые бюрократические примочки и клистиры.
Русский ульяновец
А чему вы удивляетесь? Дети не идиоты и не слепые, они всё видят и понимают. Когда по телеку им говорят, что “мы великая сверхдержава”, а ребёнок видет вокруг себя хрущовку, родителей по уши в долгах, друзей наркошей, что ему делать? Либо бунтовать, если есть хоть немного мозгов, либо подстраиваться “под изменчивый мир”, как пел один бард, и становиться таким же.
Родители должны быть примером для своих детей. Не перекладывать ответственность на государство, школы, университеты и прочих. Пока вы сами сидите в дерьме, то нечего ребёнку объяснять про добро и зло.