Еще в 80-х годах прошлого столетия «Веселые ребята» пели: «Автомобили, автомобили буквально все заполонили, там, где вековая лежала пыль, свой след оставил автомобиль!». Как в воду глядели! Четверть века спустя, выходя из дома, каждый раз так и хочется напеть некогда знаменитые строки. В проблемах автомобилистов и пешеходов разбирался корреспондент «МГ».
По статистике ежегодно число автотранспорта на городских улицах множится в среднем на 10-15%. Но авто нужно где-то хранить: парковать, ставить. В общем, машине нужно место. И с этим как раз у нас большая проблема.
Тема парковок и автостоянок поднимается с завидной регулярностью. Да только от говорильни к делу так и не перешли. Все ранее заявленные идеи по решению проблемы оказались для нашего региона утопичными.

По понятиям
Многие путают слова «парковка» и «автостоянка», считая их едва ли не синонимами. Однако это вовсе не так.
Парковка — место, где автомобиль ставят временно. Они платные и бесплатные. Выбор — дело добровольное. При этом у сборщика дани на платной парковке обязательно должен быть разрешающий патент.
Стоянки же от парковок кардинально отличаются. Это уже предпринимательская деятельность с заведомой оплатой и с охраной. При этом у владельца должны быть документы на землю (аренда или собственность) с указанием схемы автостоянки и ее площади, официальные сторожа, квитанции за оплату. По нормам обязателен и «Уголок потребителя» — такой же, что есть во всех магазинах. Хотя некоторые научились и его подделывать, вывешивая «левые» ксерокопии.
На бумаге все предельно понятно. А как на самом деле?

Стояночный эксперимент
Первой по курсу подвернулась нам автостоянка на улице Радищева в Ульяновске, затесавшаяся среди гаражей. Бесплатная охрана — псы. Цена за сутки — 70 рублей без квитанции и документов.
Поздним вечером отправились навестить машину. Легко зашли на территорию, так же легко вышли. Вернулись и все так же беспрепятственно выехали со стоянки. Вот тебе и охраняемая территория.
На улице Железнодорожной, несмотря на шлагбаум, охраняемая площадь показалась нам проходным двором за 100 рублей в сутки.
Решили немного внести драйва. Утро. Автостоянка на улице Репина. Один из нас ставит машину аккурат напротив будки охраны. Оплачивает для убедительности за несколько дней сразу. Спустя пару-тройку часов появляется другой хозяин этой машины. Заводит ее и спокойно уезжает. Еще пару часов спустя охрана разводит руками и искренне удивляется:
— А разве это не ваша супруга была? — и предоставляют видео, записанное на камеру, дабы клиент убедился, что жена была не его.
Закончилось приключение тем, что охрана предложила дельный план — заявить машину в угон. Вопрос же с компенсацией ущерба и морального вреда не рассматривался вовсе.
— Ответственность?! Какая?! Мы охраняем территорию в целом, но не вашу отдельно взятую машину, — сообщили нам.
Идем дальше. Ищем место для ночлежки нашего авто в Дальнем Засвияжье. Заехали в один из дворов, где к нам тут же подбежал человечек, испросив деньги за охрану авто. Мы, в свою очередь, попросили предъявить патент.
— Ты чего хочешь, чтобы утром царапины появились или колес не было? — ехидно заявил нам «охранник».
Повеяло беспределом 90-х. Рисковать не стали и отправились во дворы на улицу Полбина. Бросили машину не глядя. Утром же нас поджидал целый отряд бабулей. Мы позорно бежали в сторону кировских новостроек на открытую парковку во дворе. Здесь все чин по чину: договор, «Уголок покупателя», чек, камеры по периметру. Дороговато, правда — от 2300 рублей в месяц, да и заезд сомнительный: на маленькой машинке прошмыгнуть можно, на большой же придется покорячиться изрядно. Может, из-за этого паркинг не популярен? Ведь в самом дворе яблоку негде упасть, а стоянка пустует.

Парковочное дело
С парковками в городе тоже не все гладко. Улицы просто заставлены машинами. В некоторых местах взамен двустороннего движения еле-еле одностороннее работает. Иной раз пешеходу пройти нельзя. При этом сотрудники ДПС могут дежурить рядом и ничего не предпринимать.
— Можно, конечно, погонять нерадивых водителей, штрафы выписать. Только свято место пусто не бывает. Слишком условен размер наказания из разряда «так нельзя делать, гражданин», — говорит инспектор ДПС.
Действительно, решили же вопрос с местами для инвалидов, внушительно ужесточив штраф до 5000 рублей. Больше не бросают машины под знаком, хоть и слишком много их везде понаставлено. Однако с этим ничего не поделаешь — норма — не менее 10% от общего числа парковочных мест.

Есть ли выход?
Власти пытались исправить ситуацию. Принимались решения о строительстве многоуровневых парковок во дворах, вводились штрафы за газоны, создавались платные парковки в особо загруженных местах города. Да только все это коту под хвост. Возникает вопрос: «Почему? И есть ли что-то новенькое в череде идей?».
К сожалению, дельных ответов на поставленные вопросы найти нам так и не удалось, как и не удалось выяснить: кто в нашем городе и в регионе отвечает за проблему парковок и автостоянок. Куда бы мы ни звонили, ни обращались — никто и нигде не в курсе.
— Для любого муниципалитета эта проблема — обуза. Решать ее накладно во всех смыслах. Потому она и пущена на самотёк, — считает экс-мэр Ульяновска Сергей Ермаков. — Уверен, порядок можно навести только с помощью четких, но при этом разумных правил и несоизмеримо высоких штрафов за их несоблюдение.
Но областные депутаты уверены, что это не решит проблему.
— Всё упирается в низкую платежеспособность населения. С другой стороны, мы и так платим налоги, а значит, город обязан создать для нас комфортную среду, в том числе решить и этот вопрос. В противном случае о какой цивилизации может идти речь? — считает депутат ЗСО Василий Гвоздев.

Вывод
Скорее всего, парковки и автостоянки еще долго будут бельмом на глазу. И не только из-за бездействия со стороны властей, но и нежелания автовладельцев соблюдать те правила и нормы, которые существуют. Проведенный нами опрос показал: водителей, согласных идти на компромисс в поисках решений, в разы меньше тех, кому не интересно мнение окружающих. Вот и тупик.