Последние из старообрядцев хотят возродить свою бывшую деревню Сорокино Барышского района. Туда-то и отправились по зову предков корреспонденты «МГ».
В сосновой глуши
Километр за километром накручивал спидометр нашей машины, а заветного поворота на Сорокино все не было видно. Среди лесов и изумительного вида горных возвышенностей промелькнуло Живайкино. И вот некатаная тропа. Пара верст по ухабам — и встал вопрос смены транспорта. Слава богу, местные подсобили и выделили нам «окушку» и проводника.
— Танк, а не машина. Упаковывайтесь по одному, — весело приветствовал нас водитель Валера.
Машинешка легко поглотила в себя пять человек и, поражая своей проходимостью, понеслась по лесной чаще не хуже, чем по гоночной трассе: ветки, бурьян, ямы – все ей нипочем. Так незаметно мы вылетели из густого сносного бора на поляну.
О том, что здесь когда-то была деревня, теперь напоминают лишь большие полуразрушенные и закопченные дымом глинобитные печи с широко разинутыми ртами и квадратными глазницами. Вокруг печек столпились обгорелые черные остовы вековых деревьев, напоминающие людей с обращенными вверх руками, будто они, взывая к Всевышнему, вымаливают у него для себя пощаду.
Возвращенные памятью
В самом сердце деревни, в небольшом срубе, бьет вот уже четвертую сотню лет родник.
— Вода здесь чистейшая и лечебная, — толкует наш проводник Виктор из рода Масиных.
Деревня Сорокино была основана в 1682 году гонимыми староверами–последователями протопопа Аввакума, выходцами из мордвы. Их прозвали кулугурами. Всего в селении насчитывалось 100 дворов. Жили они обособленно, по своим правилам и уставам. Семьи все были многодетные — по 8-12 детей. Землю пахали, скотину держали.
— Еще лет тридцать назад у нас были целых семь ферм и конюшня! Начальная школа, клуб, магазин. Жили трудно, но хорошо, — вспоминает уроженка села Антонина Хорева.
— Помню, у нас воспрещалось пить и есть из чужой посуды: считалось, что так злым духам дорогу открываешь, потому у каждого своя была. По малолетству было схватил дедову кружку, за что получил подзатыльник, — рассказывает проводник. – Мать моя из мирских была. Отец сказывал, что, когда ее в дом привел, дед сильно побил его за поругание строя.
Сорокинцы все рукастые были: плотничали, столярничали, даже целая плеяда железнодорожников Филипповых здесь выросла.
— Жили очень дружно. Если кто дом начинал строить, то всей деревней работали. Уклад родовой соблюдал старейшина, — вспоминает баба Наташа Гаврилова, последняя оставшаяся в живых из предков рода.
Строгость и почтение – вот что позволило пережить деревне не одну власть.
— При всем этом детворе жилось и привольно! Любимое занятие у нас было в лесу пропадать. Помню, найдешь эдак беличье гнездо или куницы, притащишь выводок домой и айда из соски молоком поить, — впал в детство наш водитель-«танкист» Валерий.
— Ага! – вторит ему проводник Виктор. – Помнишь, как в школу через лес километров пять ходили? Страшно было, жуть, особенно зимой – волки тогда водились здесь. Так обмотаешь тряпку вокруг палки, керосином сбрызнешь, подожжешь — и пошел.
Места сорокинские славятся грибами и ягодами. Говорят, это благодаря тому, что кулугуры привечали лесных духов. Бытует легенда, что до сих пор в глухой чаще стоят идолы, которым этот народ поклонялся. Может, их дух, а может, и предки не дают умереть деревне вконец. Так, недавно здесь поселился лесничий, появилась ферма, затеплился дымок в печи одного из домов, в родные пенаты стали возвращаться дети и внуки.
Возрождение
Всего потомков сорокинских староверов по миру осталось не больше 70 человек, дюжина из которых проживает в Ульяновской области. Идея возрождения возникла случайно.
— Путь из дома был скор и быстр, как все в молодости. А вот дорогу домой уже пять лет прокладываем. Все начинается с памяти нашей, потому первым делом мы отправились на деревенские кладбища – старое кулугурское и новое, — говорит проводник и идейный вдохновитель движения возрождения Виктор Масин.
Мирское кладбище нашли сельчане легко. Вернули могилы. Даже памятник сорокинским воинам-освободителям Великой Отечественной установили на собственные средства. А вот с поисками старого захоронения пришлось повозиться.
— Наши предки выбирали особое место для погребения — далеко, в глухом лесу. Готовили его тщательно, ров вокруг рыли как оберег от нечисти. Кресты из вековых дубов вырезали, и должны они, по поверью, на могиле сгнить. На кладбищах, как и в деревне, до сих пор порядок почитают: каждая улица – это род, — рассказывает Виктор Масин.
Барышские кулугуры шутят, мол, заявку на тот свет не отправим, пока миссию не выполним.
— Не помрем, доколе уверены не будем, что наши дети понимают ценность и важность памяти рода. На том мир держался и держаться будет, — говорят сорокинцы.
Ольга ТОНИЦОЙ
P.S. Незаметные деревеньки — кто когда заглядывал внутрь этих “шкатулок»? А ведь, как известно, «корни любой цивилизации произрастают из деревни», но теперь это другой мир, в котором время остановилось.
кулугур
Конечно, замечательно, что люди вспоминают свои корни, но все в последнее время выглядит как тоска по “хорошим” былым временам и победам, а сами-то чего?
Староверы молились и вкалывали – повторение их образа жизни будет действительно достойной памятью предков, которую еще можно и передать как полезный опыт следующим поколениям. Россия превращается в один сплошной некрополь, где “памятники”, “память”, “памятные события”… А слабо достойную реальность начать создавать?
Xbne
А зачем? Еще 100500 лет будем вспоминать былые заслуги и нифига не делать, кроме псевдопатриотических автопробегов с засвияжскими гопниками в машине.
Владимир I
Зарисовка нежная, совсем неказенная. “Кулугур” добавил главное: надо что-то делать.
Старая патриархальная деревня умерла, возродить её невозможно по причине глобальных изменений организации жизни. Хрущев это понимал. Поэтому строил совхозы по принципу индустриальных миницентров. Жили в них не крестьяне и не колхозники, а рабочие совхоза. Центральные усадьбы представляли собой минигорода с этажными микрорайонами, городскими удобствами квартир, с детским садом, школой, больницей, клубом, библиотекой, музыкальной школой или кружками искусств при совхозном клубе.Основная социальная цель государства заключалась в достижении равенства жизненных удобств города и деревни.
В тоже время осуществлялся курс на гигантизм промышленности. Строилось огромное количество новых заводов, расширялись и реконструировались старые. Деревня стала основным поставщиком промышленных рабочих.”Хрущевки” – это память тех лет.
Колхозная деревня не выдержала конкуренции. Совхозы еще держались. Самый стойкий и успешный – совхоз имени Крупской Мелекессого района.
Фермерство российского образца не оправдало себя в условиях мирового процесса глобализации. Слишком высокой оказалась себестоимость продукции мелкотоварного производства. Наиболее ценные земли поглощены теперь агрохолдингами. Их хозяевам глубоко наплевать на Сорокино с его погостами. Главное – прибыль. Жизненное пространство вне зон влияния холдингов обеспечивается местными бюджетами. Нищими и коруррупционно соблазнительными.
Видимо, надо менять приоритеты. Вместо безумного, преступного поиска зарубежных инвесторов ( они приходят к нам со стеклянными бусами в обмен на дешевую рабсилу, налоговые безумные льготы) инвестировать в те же агрохолдинги с обязательной местной пропиской, программой развития территории. Надо брать пример с Эрдогана. Он свои турецкие помидоры проталкивает где только может. А в Ульяновске даже Колобка не удержали.
КончиттО
А вдуматься, что ж потеряли на сомом деле? Ведь история русских, как части славян имеет более чем полуторатысячелетнюю дорожку. Кто только не пытался извести нас! Но, покуда ведическая вера славян в Род была, никому не удалось нас побороть, тогда вороги решили веру нам подменить, и теперь мы не внуки Сварога, а рабы божьи, можно о нас и ноги вытирать!