За эти годы, когда фактически отсутствовал государственный контроль, износ лифтового хозяйства в стране достиг критической точки. Минстрой РФ предложил запустить проект ускоренной замены лифтов в рамках региональных программ капитального ремонта.

В связи с тем, что с 2013 года лифты больше не относятся к категории промышленных объектов, представляющих опасность для людей, контроль за организацией работы лифтового хозяйства практически отсутствует. Об этом заявил глава общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ Российской Федерации Сергей СТЕПАШИН.

По его словам, почти треть действующих в России лифтов уже превысили нормативный срок службы, составляющий 25 лет. При этом более чем в 20 регионах средний процент износа действующих лифтов превышает 50%, а в 10 регионах – более 75%! Проблема усугубляется тем, что отработавшие свое лифты уже практически невозможно чинить, так как уже и заводов-то нет, которые их выпускали, соответственно, нет и запасных деталей.

Так, например, в одном из подъездов дома №59а по ул. Любови Щевцовой подъемник вышел из строя в результате поджога. Специалисты пришли, посмотрели и сказали, что ремонтировать не получится – в силу морально устаревшего и не соответствующего требованиям безопасности оборудования. То есть требуется полная замена лифта, причем стоит это немало – около полутора миллионов рублей. Как нам рассказали жильцы дома, осенью прошлого года они провели общее собрание и приняли решение о замене лифта за счет средств Фонда капитального ремонта. Однако до сих пор (вот уже два года как!) люди вынуждены мучиться без подъемника.

– В этом подъезде проживает 149 жителей, из которых далеко не все могут самостоятельно спуститься по лестнице. Дети лишены велопрогулок, ведь достаточно тяжело спускать и поднимать велосипед по лестнице на верхние этажи, коляски тоже тяжело таскать, – рассказала жительница дома Татьяна МОСТОВАЯ. – Конечно, мы очень надеемся, что хотя бы в этом году нам все же поставят новый лифт!

Управление ЖКХ администрации Ульяновска включило капитальный ремонт данного лифта в план на 2017 год. Как оказалось, сделать это раньше не позволяло законодательство и стало возможным после принятия 6 марта текущего года постановления Правительства Ульяновской области №94-П «Об утверждении Порядка принятия решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области». Этот правовой документ устанавливает порядок, сроки и основания для внесения изменений в региональную программу капремонта, в том числе при ее актуализации.

– Работа по устранению сложившейся ситуации уже начата. Сейчас проводится отбор квалифицированных подрядчиков. Уже в июне состоится конкурс по отбору организаций на составление проектно-сметной документации, затем – на выполнение работ. Поэтому строительно-монтажные работы будут начаты ориентировочно в августе-сентябре, – сообщил и.о. директора Фонда модернизации ЖКК Александр ХАДЖИБАЕВ.

– На данном конкретном примере мы проверим, как работает принятое постановление №94-П, – считает председатель Комитета по жилищной политике, ЖКХ и энергетике Заксобрания Геннадий АНТОНЦЕВ. – В принципе, механизм внесения изменений в программу капремонта 94-е постановление дает. Но я считаю, что также нужен механизм внесения изменений в программу текущего года. Такая возможность нужна, в частности, для ситуаций, как на Шевцовой, 59а. Ведь уже полтора года люди живут без лифта!

Это тем более удивительно, что сами жители уже накопили часть средств и готовы были и дальше оплачивать из своего кармана данные работы. Впрочем, ситуация, к большому сожалению, отнюдь не уникальная и даже типичная в целом по стране. Именно поэтому, чтобы людям не ждать по нескольку лет замены сломанного подъемника, Минстрой РФ запускает приоритетный ведомственный проект ускоренной замены лифтов в рамках региональных программ капремонта. Соответствующее решение принято главой ведомства Михаилом МЕНЕМ и поддержано в Правительстве России. Одним из инструментов станет расширение кредитования капремонта.

Пилотный проект кредитования замены лифтов уже прошел апробацию в 2016 году в Свердловской области при поддержке государственного АКБ «Российский Капитал». По данным Национального лифтового союза, уже удалось достичь положительной динамики в снижении износа: замена лифтов выросла c 9,5 тыс. в 2015 году до 12,5 тыс. лифтов в 2016 году – это плюс 28,9%. Оптимистичный план на 2017 год – заменить около 18 тыс. лифтов, а в целом до 2020 года необходимо заменить более 80 тыс. лифтов.

Вместе с тем, помимо благих намерений и проектов, для реализации на практике ускоренной замены лифтов потребуется и ускоренная замена законодательства. Кроме того, не лишним будет просчитать риски, связанные с привлечением инвестиционного капитала в региональные программы капитального ремонта. Ведь кредиты, как известно, имеют свою цену, и за них надо расплачиваться.