К нам в редакцию достаточно часто обращаются читатели с вопросом: какие решения собственники могут принимать на общем собрании? Могут ли жильцы дома напрямую указать своей управляющей компании, с кем заключать договор на выполнение работ в МКД? Для ответа на эти и другие часто задаваемые вопросы мы открываем в газете рубрику, в которой на них будет отвечать директор Контакт-центра при Главе города Ульяновска Денис СЕДОВ.

Какие права есть у общего собрания собственников?
По общему правилу, управляющая организация может сама определять контрагентов для оказания дополнительных услуг, в первую очередь с позиции наибольшего соответствия интересам собственников помещений. Это следует из Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которым управление МКД обеспечивается выполнением ряда стандартов. К таким стандартам относится организация оказания услуг и выполнения работ согласно перечню, утвержденному решением собрания, в том числе:

• определение способа оказания услуг и выполнения работ;

• выбор, в том числе на конкурсной основе, исполнителей услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений.

И если решением общего собрания прямо указывается определенный контрагент, в получении услуг (работ) которого собственники заинтересованы, данное решение также является обязательным для управляющей организации. Данное право закреплено законом. Напомним, что в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания собственности возлагается на собственника. Поэтому собственники не могут быть отстранены от решения вопросов по содержанию общего имущества в МКД, именно они могут и должны принимать решения по данному вопросу.

Если общее собрание собственников выберет, с кем конкретно заключать договор, управляющая компания обязана подчиниться. При этом УК не вправе произвольно, в одностороннем порядке прекратить данные договорные отношения (расторгнуть, отказаться в одностороннем порядке, отказаться продлевать договор), поскольку подобное поведение противоречит воле собственников.

Так как в некоторых УК есть нанятые юристы, которые могут убеждать собственников в обратном, им стоит указать на судебную практику по данной теме. Например, можно ознакомиться с апелляционным определением Свердловского областного суда от 19 октября 2016 г. по делу №33-18113/2016.

Ремонт кровли сделали по суду
Мы уже давали пошаговую инструкцию о том, как действовать в случае протечки. Однако не всегда удается решить вопрос, что называется, на месте. С некоторыми УК приходится «воевать», доказывая их ответственность за протоп в суде.

В начале 2017 года в Контакт-центр обратился житель многоквартирного дома №9/10 по улице Гагарина по вопросу протопления квартиры. Многочисленные просьбы заявителя о выполнении работ по текущему ремонту кровли были оставлены управляющей компанией без внимания… с 2011 года!

Представляете?! Мужчина «воевал» со своей УК шесть лет, но все его обращения и письма просто отфутболивали. Все эти годы житель рассчитывал на то, что у коммунальщиков проснется совесть, надеялся убедить их в своей правоте, но в результате лишь потерял время.

В Контакт-центре мужчине помогли составить претензию, а затем и подать исковое заявление. В последующем юрист Контакт-центра по доверенности представлял интересы жителя в зале суда.

В ходе проведения судебной экспертизы была установлена вина управляющей компании, выразившаяся в бездействии по ремонту кровли дома. Что и требовалось доказать, и непонятно, почему УК так долго и упрямо уклонялась от своих обязанностей!

В результате 17 апреля 2017 года Ленинский районный суд города Ульяновска вынес положительное судебное решение, которым обязал УК произвести текущий ремонт кровли над квартирой заявителя и взыскал с компании моральный вред в пользу жителя.

Аналогичная ситуация произошла в МКД на ул. Камышинская, где по вине УК произошла протечка.

– УК свою вину признала и даже обещала сделать ремонт, но только все тянула и тянула: то материалов нет, то специалиста нет, то еще чего-то. Я думал, уже и не сделают ничего! Даже надежду потерял, но тут мне посоветовали обратиться в Контакт-центр. Не ожидал, что так быстро отреагируют. Директор Контакт-центра Денис Константинович лично приходил ко мне в квартиру, осмотрел повреждения от протечки. А потом сразу же, через пару дней буквально, как ошпаренные, прибежали ремонтники из УК – и давай все делать! – вспоминает житель Николай БОРИСКИН. – Огромная благодарность Денису Константиновичу за такое отношение к нам, простым людям, за помощь.

В данном случае обращение в суд не потребовалось. УК отреагировала моментально всего лишь на грамотно составленную претензию. Ведь компании не хочется получать замечание от контролирующего органа, которое затем может стать основанием для лишения лицензии на управление данным МКД.

Об одном неудачном походе в магазин
Жительница Ульяновска поскользнулась на мокром полу в одном из магазинов города и упала, в результате чего фактически стала инвалидом. При этом, после длительного лечения и нескольких операций, женщина не получила никакой компенсации. За помощью пострадавшая обратилась к директору Контакт-центра Денису СЕДОВУ.

Ежедневно в Контакт-центр по телефону и на личном приеме обращаются десятки и сотни ульяновцев. Здесь им оказывают бесплатную юридическую помощь, причем не только по ЖКХ, а по любым вопросам, касающимся защиты прав граждан.

Так, приобретая товары или пользуясь услугами (в том числе коммунальными), мы уже привыкли к тому, что на помощь нам приходит Закон «О защите прав потребителей». К счастью, это во многом стало уже нормой, и мы знаем, к какому источнику информации обращаться, если возникают спорные и конфликтные ситуации: если купили некачественную обувь, у нас течет крыша либо нам плохо установили окна.

Но гражданское законодательство гораздо шире. И этот интересный случай это доказывает.

В магазине продуктов при выходе из овощного отдела женщина поскользнулась и упала на колени и на бок. Сотрудники магазина помогли ей встать, так как сама она не смогла, вызвали скорую помощь. Пострадавшая перенесла несколько операций, длительный период реабилитации, сильные боли, проглотила кучу лекарств и испытала все прочие «прелести», связанные со сложным переломом ноги. Понимая, что случай довольно нестандартный, директор Контакт-центра все же принял решение обратиться с иском в суд о взыскании с магазина компенсации морального вреда.

– Проанализировав обстоятельства дела, суд принял сторону пострадавшей женщины, пришел к выводу о повреждении здоровья истицы по вине магазина, не принявшего все необходимые меры для обеспечения безопасности ее здоровья в своем помещении, и взыскал в ее пользу 300 000 рублей, – прокомментировал Денис СЕДОВ. – Суд посчитал доказанным тот факт, что пол в магазине был мокрый, что явилось причиной падения женщины и получения ею серьезной травмы.

В судебном заседании было установлено, что по вине магазина, не принявшего все необходимые меры для соблюдения требований безопасности, содержания пола в здании магазина в надлежащем состоянии, здоровью женщины причинен вред, следовательно, на магазине лежит обязанность компенсировать причиненные физические и нравственные страдания. При этом судом учитывается, что магазин обязан создавать безопасные условия для жизни и здоровья покупателей в помещении магазина.

– Спасибо большое юристам Контакт-центра и лично Денису Константиновичу за то, что так отнеслись к моей проблеме. Очень сложная была ситуация, много судебных заседаний, и если бы мне не помогали, я бы одна не справилась, – сказала пострадавшая жительница Елена Васильевна. – Но так как в Контакт-центре мне была оказана профессиональная юридическая помощь, и вместе со мной в суде присутствовали и помогали юристы, решение вынесено в мою пользу. Отдельное спасибо за понимание и долготерпение Денису СЕДОВУ, который оказал неоценимую поддержку, по сути, вернул веру в свои силы и в справедливость.

Какие выводы можно сделать из этой истории?
1. Самое главное, надо быть осторожным. А уж если произошло несчастье, то трезво оценить, насколько именно Вы явились его причиной и не произошло ли это вследствие чьего-то недосмотра или халатности.

2. Если решили, что пострадали вы по чьей-то вине, следует обратиться за консультацией к специалисту, который либо подтвердит, либо опровергнет ваши догадки.

3. Ну и последнее: всегда помните, что законодательство построено таким образом, чтобы пострадавший мог восстановить справедливость. Поэтому – не бойтесь обращаться в суд.

Заставили застройщика исправить«косяки»

Еще одно направление поступающих в Контакт-центр жалоб – строительные недоделки в новых домах. К сожалению, далеко не все новостройки Ульяновска отличаются хорошим качеством. Так, например, из-за «косяка» строительной фирмы покупателю квартиры пришлось жить без горячей воды больше года!

Все это время мужчина пытался решить вопрос, что называется, миром. Однако все многочисленные обращения к застройщику с просьбой об устранении допущенных нарушений были оставлены без внимания. Вопрос удалось решить только при помощи специалистов Контакт-центра.

Конечно, совершенно не так житель представлял себе новоселье, когда приобретал квартиру в новом доме №1 по улице Генерала Кашубы. Больше года у него не работал газовый котел, вследствие чего не возможно было пользоваться горячей водой. Кроме того, была выявлена неисправная работа вентиляции. По сути, жить в таком помещении было невозможно!

В Контакт-центре заявителю была подготовлена претензионно-исковая документация. Более того, интересы мужчины в суде также отстаивал юрист Контакт-центра.

В ходе судебного разбирательства наконец удалось понудить застройщика произвести ремонт газового котла. Кроме того, было заключено мировое соглашение, предусматривающее обязательство застройщика по восстановлению исправной работы вентиляции и компенсации морального вреда.

КОНТАКТ-ЦЕНТР
при Главе города Ульяновска
Адрес: 432071, г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, 15
Телефон «горячей линии» по вопросам ЖКХ: 737-911 Электронная почта: ulkc73@mail.ru Консультации на личном приеме: 27-41-05
Отдел по взаимодействию с ТОС: 27-06-32