Иван Сивопляс
22 (9) мая русская православная церковь празднует Николу Вешнего – память перенесения мощей Святого Николая Чудотворца из его родного города Миры Ликийские, что в малой Азии, в итальянский город Бари.
Само событие имело место в 1087 году, ровно через 33 года после Великого раскола 1054 года, разделившего Христианскую церковь на Запад и Восток. Мощи самого почитаемого на Востоке святого отправились на Запад. Жители города Бари организовали к гробу святого угодника настоящую военизированную экспедицию. Их настойчивость, вдохновлявшаяся явлением святого Николая, спасла великую христианскую святыню от уничтожения фанатичными «агарянами».
И вот через 930 лет, в мае этого года, мощи святого Николая прибудут в Россию. Это стало возможным благодаря договоренности между Патриархом Всея Руси Кириллом и Папой Римским Франциском, во время их встречи на Кубе 12 февраля 2016 года. «Впервые за 930 лет святой Николай покидает Италию!» — гласят газетные заголовки.
Однако слово «впервые» нужно подкорректировать. Частица мощей святого Николая вот уже более двух десятилетий хранится и почитается в Симбирске-Ульяновске.
Когда-то настоятель Воскресенского храма храмосоздатель Спасо-Вознесенского собора отец Алексей Скала обратился к настоятелю Ульяновского римско-католического прихода отцу Филиппу Андрюсу, ирландцу по происхождению, с просьбой о содействии в получении частицы мощей столь почитаемого в России святого. Для отца Филиппа, состоявшего в ближайшем родстве с министром иностранных дел Ирландии, влиятельной в католическом мире страны, исполнить эту просьбу не составило особого труда.
Впрочем, верующий человек увидит здесь не счастливое совпадение внешних обстоятельств, а присутствие высшей воли, без которой не случается ничего, знак особого расположения святого Николая к Симбирской-Ульяновской земле. Святой Николай Чудотворец «рекордсмен» по числу построенных в его честь храмов. В 1903 году их насчитывалось 107 (в честь иконы Казанской Божией Матери были освящены 87 церквей, в честь Святой Троицы — 85) и еще 151 придел в других храмах (в честь Архангела Михаила было освящено 136 приделов, в честь иконы Казанской Божией Матери — 114). Что уж говорить, если именно в Никольской церкви города Симбирска крестили младенца Владимира Ульянова, будущего вождя мирового пролетариата!..
Особым почитанием, причем далеко за пределами Симбирской губернии, пользовался вплоть до первых десятилетий XX столетия чудотворный образ святого Николая, находившийся в селе Промзи-но Городище Алатырского уезда (ныне — р.п. Сурское, центр одноименного района Ульяновской области). Это был сравнительно необычный скульптурный образ: «Длина около 1,5 аршина (более метра), ширина около 1 аршина (около 70 см), лик и вся фигура выпуклы». В правой руке Никола держал кривой широкий меч, в левой была модель храма. Храм олицетворял всю Святую Русь, которую Святитель охранял от внешних врагов и внутренних смут духовным оружием своей молитвы.
Икона Николы Промзинского была явленой. По преданию, 465 лет тому назад к Промзину Городищу, сторожевому пункту на засечной линии, построенной против набегов кочевников, у важной переправы через реку Суру, подступил большой отряд кубанских татар. Враг был многочислен, а гарнизон мал, и ничем не мог противостоять кубанцам, вольготно готовившимся к переправе. Но время шло, а враг все никак не начинал форсировать реку. Скорость — вот основа всей кочевой тактики. И тогда промзинцы выслали к кочевникам парламентера — узнать, что происходит.
Выяснилось, что враг находится в паническом состоянии. «Разве не видишь ты, какой ужас перед нами? — стали кричать кубанцы. — Вокруг нас непроницаемая тьма, среди которой вон там, на горе, в необыкновенном сиянии стоит какой-то величественный старец с изображением вашего храма в одной руке и с мечом в другой. Верно, за землю вашу вступился сам Бог ваш и грозит нам своим мечом». Враг пустился в бегство. На Белой горе, на месте явления, и был обретен воспрявшими промзинцами чудотворный образ. Около 1932 года икона исчезла, видимо, отобранная у верующих советскими властями.
Никола Промзинский — не единственный чудотворный образ святого Николая, почитавшийся в симбирских пределах. В церкви села Грязнуха (ныне Луговое), неподалеку от Симбирска, хранился когда-то старинный образ Николы Чудотворца — необычной, круглой формы, точная копия с древней чудотворной иконы из Великого Новгорода. По преданию, святитель явился во сне новгородскому князю Мстиславу, страдавшему от тяжкой болезни, и повелел ему привезти сюда свой образ, хранившийся в Киеве. После чудесного исцеления князя образ стал почитаться в Великом Новгороде и за его пределами, получив имя Николы Дворищенского.
Зимой 1894 года группы богомольцев из города и окрестных селений вдруг стали являться в тихий доселе храм. Паломники настойчиво просили, даже требовали отслужить молебен перед иконой Святителя Николы. Народ рассказывал о чудесном исцелении, которое получила от этого образа одна смертельно больная симбирская мещанка.
Священники церкви недоумевали — никакой мещанки они и в глаза не видели. Откуда эта женщина могла узнать про икону из сельского храма? Да, «в половине января» они отвозили образ в Симбирск сделать на него «футляр со стеклом», но и тогда к иконе не приносили никаких больных мещанок.
В Николин день, 9 мая 1894 года, из Симбирска в Грязнуху явилось сразу более сотни желающих помолиться перед иконою. Толпа богомольцев густо наполнила сельский храм. Общие взоры были устремлены на маленькую, со вкусом, но не богато одетую молодую женщину. «Вот она», «Это она», — перешептывались в толпе. Люди расступались, пропуская женщину к иконе. Едва она завидела лик Николы, как слезы обильно брызнули из ее глаз. Глядя на молодую мещанку, умилился и прослезился весь народ…
Жившая в Панской улице и трудившаяся портнихой симбирская мещанка София Илларионовна Сорокина действительно никогда раньше не бывала в Грязнухе и не видела въяве до Николи-на дня образа Николы Чудотворца — чудотворный образ явился ей во сне!
Вот как описывала сама женщина то, что случилось с ней:
«Много лет я страдала грудною болезнию и в особенности нынче, в 1894 году. Генваря 6 дня я разрешилась от беременности и после родов болезнь моя усилилась до такой степени, что через неделю после родов я не в силах была вставать с постели. Обращалась за помощью к врачам Ермакову и Благовидову, но никакой помощи не получила, а доктор Благовидов даже посоветовал мне оставить лечение, что болезнь моя неизлечима и что у меня чахотка, а потому я и не стала лечиться.
Не могу с точностью указать на число, но не более как недели три спустя после родов я увидела чудный сон, будто я где-то хожу все по полю и ношу на руках икону круглую Святителя Николая без ризы, только края доски обложены серебром.
Когда я ходила по полю, ко мне подошли мужики и попросили нести икону к хлебным амбарам: там будут насыпать хлеб, так нужно отслужить молебен. Не знаю как, но я увидела священника и диакона в полном облачении, я сказала батюшке, что Святителя Николая просят нести к хлебным амбарам.
Батюшка сказал: «Ладно, я пойду, только прежде подшей мне подкладку под ризу, материал будет мой, только работа твоя», — и при том приподнял край ризы и показал худую подкладку. Я отвечала, что с удовольствием исполню его просьбу, и мы пошли к хлебным амбарам, но мужиков я больше не видала. Батюшка шел за мною, а я все лезла на какую-то гору, земля под ногами осыпалась, а я все никак не могла влезть, так и проснулась.
Утром на другой день ко мне пришла моя повивальная бабка, и я рассказала ей мой сон, а она и говорит мне: «Софья Илларионовна, я слышала, что здесь есть икона Святителя Николая, принесенная из Грязнухи, только не знаю, где она находится, а говорят, она круглая и очень старинная».
Я стала просить бабушку, чтобы она отыскала икону, и дала ей на свечки. Бабушка исполнила мою просьбу и прямо от меня пошла отыскивать икону Святителя. Вечером того дня она пришла ко мне и принесла масла из лампады Святителя, дала мне выпить масла и намазала мне грудь, с того времени я стала чувствовать облегчение моей болезни, и мая 9 дня я пришла в Грязнуху помолиться Святителю.
При входе в церковь я была поражена видом Святителя Николая и сразу узнала ту самую икону, которую видела во сне. С глубокою верою помолясь, сослужив молебен Святителю Николаю, я благополучно возвратилась домой, славя Бога и его великого угодника Николая. Здоровье мое понемногу укрепляется и подтверждаю истину моих слов Именем Господним».
В чудеса можно верить, а можно видеть в них только стечение обстоятельств. В губернском Симбирске любили рассказывать анекдоты о курмышцах, жителях самого глухого и северного уезда бывшей Симбирской губернии. Раз, ближе к ночи, везет курмы-шец тяжелый воз с сеном, бац! — и воз перевернулся! Кругом — лес, тьма, ни одной живой души. «Святой Николай! Помоги! — взмолился курмышец, — свечку за пятак тебе поставлю!». Вдруг откуда ни возьмись появились мужики, воз подняли, поставили и так же стремительно исчезли. «Ой, слава богу, люди помогли, — радуется курмышец. — А то бы пятак зазря пропал!».