Антон Шабалкин, ведущий архивист Государственного архива Ульяновской области ВЫСОЧАЙШИЕ ВИЗИТЫ ПО ВОДЕ За церковью даже закрепилась слава «памятника избавления Государя Петра Великого от потопления во время бури на реке Волге». Позже родилась легенда, что растущее в церковной ограде дерево посажено императором. Местный поэт и архивариус Петр Александрович Александров писал: Холм Петра над рекою виднеется; Где ладьи его в бурю прибила волна, Там убогая церковь белеется; И посажена царской рукой, есть молва, Ель, в церковной ограде хранимая… По другой версии, в ограде Петропавловского храма был посажен кедр при посещении Симбирска Екатериной Великой. Увы, церковь была закрыта в 1930 году, а к январю 1932 года — разобрана. Находилась она в районе нынешней транспортной развязки на спуске Степана Разина, у развилки дорог в речной порт и к старому мосту. Визит императрицы Екатерины II 5-8 июня 1767 года более известен. Летом того года на 26-весельной галере «Тверь» матушка-государыня плыла вниз по Волге. Судя по оценкам императрицы, наш край произвел на нее двойственное впечатление. С одной стороны, по пути от Казани до Симбирска «.народ по всей Волге богат и весьма сыт, … сии люди Богом избалованы; я отроду таких рыб вкусом не едала, как здесь, и все в изобилии. ». С другой: «. город же самый скаредный», за недоимки был отписан в казну. Императрица писала: «Я здесь упражняюсь сыскать способы, чтобы деньги были возвращены, дома по пустому не сгнили и люди не приведены были вовсе в истребление. »; и сетовала: «Где чернозем и лучше произращения, как то: Симбирская провинция и половина Алатырской, там люди ленивы. ». К тому же Ее Величество страдала от местного климата и писала 7 июня 1767 года из Симбирска Никите Ивановичу Панину: «Здесь такой жар, что не знаешь, куда деваться.». КАК МЫ ОДНАЖДЫ СЕЛИ НА МЕЛИ… До революции тоже очень важно было уметь все мели «счесть по пальцам на руке». Волга тогда не превратилась еще в Куйбышевское море, и высоко ценились опытные лоцманы (особенно нижегородские), умеющие провести судно по руслу реки, не зацепив днищем дна. Ремесло лоцмана было наследственным, их навыки передавались от отца к сыну, от сына к внуку. А компании старались переманить лучших знатоков к себе. Но все равно, время от времени, корабли зарывались в песок. Старожилу-педагогу Алексею Васильевичу Ястребову однажды, в 1910-е годы, тоже довелось почти полтора дня провести на мели. Он писал: «Огромный пассажирский колесный пароход общества «По Волге» «Императрица Александра» только первую навигацию плававший по Волге, перенаселенный пассажирами и набитый грузами до отказа, только отошел от Нижнего Новгорода». «Императрица» шла с Нижегородской ярмарки и была перегружена до отказа. «Так как пароход отошел поздно ночью, пассажиры почти все спали». Проплыли всего 1,5-2 часа. Толчка от столкновения с мелью никто не слышал. А поутру пассажиры оказались в ситуации человека рассеянного из стихотворения Маршака: вдали красовалась нижегородская пристань, с которой они вчера простились. «Так как течение здесь было очень сильное, то оно быстро нанесло горы песку вокруг носа парохода, и он дальше идти не мог. Пока сумели доставит в Нижний Новгород письмо капитана парохода с извещением об аварии, время шло своим чередом». Два спасательных пароходика по очереди тужились, но стащить с места «Императрицу» не смогли. «И вот целый день мы стояли на одном месте. А мимо нас один за другим проходили пароходы. Пассажиры и капитаны высыпали на палубу и иронически на нас посматривали. Конечно, в продовольствии у нас не было недостатка: продовольствием пароход был вполне обеспечен, так как на нем имелся превосходный буфет и ресторан, но стоять на одном месте было тошно. Утром, когда мы проснулись, то убедились в том, что мы стоим опять-таки на том же самом злополучном месте. Бедный пароходик пыхтел из всех сил, наша пароходная машина тоже работала полным ходом, но. ни с места. Только после полудня на следующий день прислали нам на помощь сильный буксир. Однако и он нас снял с мели далеко не сразу. Интересно было наблюдать за пассажирами в этот момент. Они и ругали, и понукали пароход, когда его попытки были безуспешными. …И надо было видеть восторг пассажиров и слышать их мощное ура, когда, наконец, пароход тронулся в дальнейший путь. Теперь это дело было бы решено просто: подошел бы первый проходящий пароход и снял бы с мели… А тогда была конкуренция. И каждый капитан проходящего парохода, конечно, в душе был рад, что его соперник вышел из графика. Да, конкуренция — это вещь жесткая. Ни одна пароходная компания никогда не принимала на свои пристани пароходы другой компании. Вот поэтому-то, когда пароходы подходили к пристани ночью, им обязательно сигналили с пристани фонарем, чтобы пароход случайно не пристал к пристани другой компании. В этом случае приходилось платить немалый штраф». Ну а как выглядела Симбирская пристань, можно воочию увидеть в музее «Симбирское купечество». Там весной 2007 года был установлен макет пристани, к которой причаливает буксирно-пассажирский пароходик «Свобода». Такое, прямо скажем, необычное для царской России «революционное» название он получил в 1860-е годы в честь освобождения крестьян. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Аноним
По весне вновь началась навигация на Волне. А мы расскажем две истории про от, кто и как плавал по волжским водам в поршлые века.
про от, кто ???
поршлые ???
всё хорошо?