Антон Шабалкин, ведущий архивист Государственного архива Ульяновской области
По весне вновь началась навигация на Волне. А мы расскажем две истории про от, кто и как плавал по волжским водам в поршлые века.

ВЫСОЧАЙШИЕ ВИЗИТЫ ПО ВОДЕ
Первые царственные особы, посетившие Симбирск в XVIII веке, прибыли в город водным путем. Великая река доставила к нам суда Петра Великого и Екатерины Великой.
Император Петр I останавливался в подгорье дважды. Причем не по своей воле, а по воле волн Волги. Вот как писали об этом местные исследователи в 1868 году: «Симбирск видел Петра Великого два раза: в 1722 году во время пути в Астрахань и в 1723 году, когда Петр Великий отправлялся в поход к Дербенту.
В первый раз, во время пути в Астрахань, сильная буря на Волге заставила Петра остановиться в Симбирске. Неизвестно, был ли Государь в самом городе, то есть на горе, но сохранилось предание, что он останавливался в подгорье, на том месте, где впоследствии, в ознаменование Царского посещения, построена церковь во имя св. Апостолов Петра и Павла, существующая и до сих пор».

За церковью даже закрепилась слава «памятника избавления Государя Петра Великого от потопления во время бури на реке Волге». Позже родилась легенда, что растущее в церковной ограде дерево посажено императором. Местный поэт и архивариус Петр Александрович Александров писал:
Здесь в преданиях края встает старина:

Холм Петра над рекою виднеется; Где ладьи его в бурю прибила волна, Там убогая церковь белеется;

И посажена царской рукой, есть молва, Ель, в церковной ограде хранимая…

По другой версии, в ограде Петропавловского храма был посажен кедр при посещении Симбирска Екатериной Великой. Увы, церковь была закрыта в 1930 году, а к январю 1932 года — разобрана. Находилась она в районе нынешней транспортной развязки на спуске Степана Разина, у развилки дорог в речной порт и к старому мосту.
Второй раз царь-реформатор также останавливался под горой год спустя — летом 1723 года по пути в Дербент. Оба раза в сам город государь не поднимался. Оно и понятно — по нашему косогору да еще в бурю и сейчас карабкаться не очень-то комфортно… Историк Капитон Иванович Невоструев прямо утверждал, что Петр I «в оба раза миновал Симбирск».

Визит императрицы Екатерины II 5-8 июня 1767 года более известен. Летом того года на 26-весельной галере «Тверь» матушка-государыня плыла вниз по Волге. Судя по оценкам императрицы, наш край произвел на нее двойственное впечатление.

С одной стороны, по пути от Казани до Симбирска «.народ по всей Волге богат и весьма сыт, … сии люди Богом избалованы; я отроду таких рыб вкусом не едала, как здесь, и все в изобилии. ». С другой: «. город же самый скаредный», за недоимки был отписан в казну. Императрица писала: «Я здесь упражняюсь сыскать способы, чтобы деньги были возвращены, дома по пустому не сгнили и люди не приведены были вовсе в истребление. »; и сетовала: «Где чернозем и лучше произращения, как то: Симбирская провинция и половина Алатырской, там люди ленивы. ». К тому же Ее Величество страдала от местного климата и писала 7 июня 1767 года из Симбирска Никите Ивановичу Панину: «Здесь такой жар, что не знаешь, куда деваться.».
Покинула город императрица уже сухим путем, на лошадях. А галеру «Тверь» доставили в Казанское адмиралтейство. Там ее бережно хранили почти два столетия. Но в 1954 году, несмотря на протесты музейных работников, Управление культуры Татарстана сняло охрану галеры — единственного в мире сохранившегося образца гребных судов. А в октябре 1956 года вследствие детской шалости историческая галера сгорела дотла. Остается только любоваться ее макетами. В том числе в музее «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска».

КАК МЫ ОДНАЖДЫ СЕЛИ НА МЕЛИ…
В комедийной классике советского кино «Волга-Волга» и «Верные друзья» сюжет разворачивается на речных просторах. И незадачливые герои оказываются на мели.

До революции тоже очень важно было уметь все мели «счесть по пальцам на руке». Волга тогда не превратилась еще в Куйбышевское море, и высоко ценились опытные лоцманы (особенно нижегородские), умеющие провести судно по руслу реки, не зацепив днищем дна. Ремесло лоцмана было наследственным, их навыки передавались от отца к сыну, от сына к внуку. А компании старались переманить лучших знатоков к себе.

Но все равно, время от времени, корабли зарывались в песок. Старожилу-педагогу Алексею Васильевичу Ястребову однажды, в 1910-е годы, тоже довелось почти полтора дня провести на мели. Он писал: «Огромный пассажирский колесный пароход общества «По Волге» «Императрица Александра» только первую навигацию плававший по Волге, перенаселенный пассажирами и набитый грузами до отказа, только отошел от Нижнего Новгорода». «Императрица» шла с Нижегородской ярмарки и была перегружена до отказа. «Так как пароход отошел поздно ночью, пассажиры почти все спали». Проплыли всего 1,5-2 часа. Толчка от столкновения с мелью никто не слышал. А поутру пассажиры оказались в ситуации человека рассеянного из стихотворения Маршака: вдали красовалась нижегородская пристань, с которой они вчера простились.

«Так как течение здесь было очень сильное, то оно быстро нанесло горы песку вокруг носа парохода, и он дальше идти не мог. Пока сумели доставит в Нижний Новгород письмо капитана парохода с извещением об аварии, время шло своим чередом». Два спасательных пароходика по очереди тужились, но стащить с места «Императрицу» не смогли.

«И вот целый день мы стояли на одном месте. А мимо нас один за другим проходили пароходы. Пассажиры и капитаны высыпали на палубу и иронически на нас посматривали. Конечно, в продовольствии у нас не было недостатка: продовольствием пароход был вполне обеспечен, так как на нем имелся превосходный буфет и ресторан, но стоять на одном месте было тошно.

Утром, когда мы проснулись, то убедились в том, что мы стоим опять-таки на том же самом злополучном месте. Бедный пароходик пыхтел из всех сил, наша пароходная машина тоже работала полным ходом, но. ни с места. Только после полудня на следующий день прислали нам на помощь сильный буксир. Однако и он нас снял с мели далеко не сразу.

Интересно было наблюдать за пассажирами в этот момент. Они и ругали, и понукали пароход, когда его попытки были безуспешными.

…И надо было видеть восторг пассажиров и слышать их мощное ура, когда, наконец, пароход тронулся в дальнейший путь. Теперь это дело было бы решено просто: подошел бы первый проходящий пароход и снял бы с мели…

А тогда была конкуренция. И каждый капитан проходящего парохода, конечно, в душе был рад, что его соперник вышел из графика. Да, конкуренция — это вещь жесткая. Ни одна пароходная компания никогда не принимала на свои пристани пароходы другой компании. Вот поэтому-то, когда пароходы подходили к пристани ночью, им обязательно сигналили с пристани фонарем, чтобы пароход случайно не пристал к пристани другой компании. В этом случае приходилось платить немалый штраф».

Ну а как выглядела Симбирская пристань, можно воочию увидеть в музее «Симбирское купечество». Там весной 2007 года был установлен макет пристани, к которой причаливает буксирно-пассажирский пароходик «Свобода». Такое, прямо скажем, необычное для царской России «революционное» название он получил в 1860-е годы в честь освобождения крестьян.