На дореволюционных картах Симбирска под цифрами “1” и “2” всегда обозначаются одни и те же объекты – мужской и женский монастыри. И хотя женское богоугодное заведение идет под вторым номером, его стоит считать первым – если не для церковных сооружений Симбирска, то для истории города. Ведь Спасский монастырь возник вместе с Симбирском и не одно столетие существовал в самом центре города.
Игуменья с ульяновским именем
“Начало сего монастыря, по всей вероятности, современно основанию гор. Симбирска, построенного в 1648 г. Это можно заключать из того, что игуменья монастыря Улея в 1663 г. просила у царя Алексея Михайловича прибавки к прежнему ружному жалованью на 80 стариц, ссылаясь на постепенно умножающееся число желающих пострижения”, – писал в 1852 году церковный историк Капитон Невоструев. Его книгу “Описание Симбирского Спасского девичьего монастыря” недавно в Ульяновске переиздали по инициативе архитектурной мастерской “Симбирскпроект”, которая занимается проектом восстановления этого заведения.
Стоит отметить, что прочтение имени игуменьи как “Улея”, а не более привычная нам “Юлия” дает Павел Мартынов в своем сборнике “Город Симбирск за 250 лет его существования”. Получается, фамилия “Ульянов”, по которой город назван сейчас, и имя игуменьи старейшего в городе заведения имеют одно этимологическое происхождение.
Спасский монастырь был первым не только для истории города, но и для его расположения. Границами его служили улицы Спасская, Верхне-Чебоксарская, Дворцовая и Полицейский переулок. Улице Советской не так давно вернули название Спасской именно в память о монастыре. Верхне-Чебоксарская – это нынешняя Бебеля, Полицейский переулок стал Пожарным. То есть монастырь занимал квартал в самом сердце города. Сейчас на его территории построены ДК “Губернаторский”, ТЦ “Версаль” и здание “Универсалстроя”.
Вторая соборная
В генеральном плане бывшего женского монастыря, предполагаемого под застройку и аренду жилым товариществом “Красный октябрь”, составленном в 1928 году, значится более 40 объектов. Монастырь имел немало строений, церквей и хозяйственных построек. Невоструев обстоятельно описал историю строительства в нем храмов.
Так, изначально была возведена лишь небольшая деревянная церковь имени Нерукотворенного Спаса. Но силами и средства благотворителей число храмов в монастыре постепенно росло. Правда, работе этой мешали пожары. Так, после пожара 1685 года появилась каменная церковь Спаса с деревянной колокольней. Она для города имела особое значение. Ее, подчеркивал Невоструев, возвели “на степень соборной, второй после Симбирского Троицкого собора”. “Первая, посреди монастыря, имеет длины, с алтарем и папертью, 12 саженей, ширины 7 саженей, высоты до кровли 6 саженей (с крестом около 11 саженей); довольно обширна и величественна, готической архитектуры, о пяти главах, с тремя каменными папертями, из коих на главную ведет высокое крыльцо”, – описывал ее церковный историк.
На момент создания Невоструевым описания монастыря в нем также действовала церковь во имя Алексея Московского. Но уже в 1861 году по ветхости она была разобрана.
Использовавшееся для монастырских построек дерево в 1864 году его чуть не погубило. В 1861 году на месте разобранного храма было начато возведение новой церкви – во имя Иверской Божией матери. К 1864 году пятиглавый храм в византийском стиле был отстроен вчерне, но августовский пожар заметно его повредил, а монастырь и вовсе разорил. Игуменья Серафима переселилась из него в Рыбинск, где через пять лет умерла.
Восстановлением монастыря занялась ее преемница игуменья Евпраксия. Она возродила монастырь, восстановила Спасский храм и отстроила новую церковь. “По величине и благолепию монастырский храм Иверской Божией матери – один из лучших храмов Симбирска”, – отмечал Павел Мартынов.
Божия матерь в алмазах, аметистах и бриллиантах
Симбиряне особо почитали хранившиеся монахинями образа Спаса Нерукотворного и Иверской Божией матери. “Образ Спасов Нерукотворенный в серебряной кованой, с позолотою, ризе и таковым же, убранным стразами и камнями, венцом, также признаваемый чудотворным”, – упоминал первую икону Невоструев.
Вторую он описывал куда подробнее, в том числе рассказывал о необычном ее обретении монастырем: “Чудотворный Иверский образ Божией матери в серебряном, позолоченом киоте, с сиянием, устроенном 1791 г. На образе оклад сребропозлащенный с большими топазами и аметистами и осыпан мелким и средним жемчугом, аметистами и бирюзой. Риза на Божией матери и Спаситель из среднего и крупного жемчуга, первая осыпана яхонтами, а вторая украшена алмазами, аметистами и двумя звездами с крупными бриллиантами, сребропозлащенный венец унизан алмазами (средними), убрус с алмазами и крупными жемчужинами, корона из крупных бриллиантов, группированных алмазами, унизана яхонтами и изумрудами. Икона влагается во доску с изображением чудес, облаченную сребропозлащенною кованою ризою. О сем образе есть предание, что его дала в состоявшую при монастырской стене часовню какая-то приезжая старушка на время под сохранение, доколе она приищет себе квартиру; но потом за ним не приходила. По актам и письму этот образ древний. Все вообще жители Симбирска имеют к сему образу, как к чудотворному, особенное усердие и молебствуют ему в общественных и семейных случаях. В прошедшем 1847 г., когда в Симбирске стала действовать холера, его носили вокруг города в крестном ходу и непрестанно по домам”.
Почтение к обоим образам имели не только симбиряне. К ним, свидетельствовал Невоструев, прикладывались и великий князь Михаил Павлович, и государев наследник Александр Николаевич, посетившие монастырь в 1817 и в 1837 годах.
Примечательна была и ограда монастыря, шедшая вокруг всего занятого им квартала. Мартынов описывает ее, еще деревянную: “На северной стороне были въездные ворота, называвшиеся “водяными”, на южной стороне – расписные ворота и при них деревянная часовня, с большим резным распятием и иконами.
Затем была выстроена каменная ограда, около нее соорудили каменные кельи и другие здания. В башне на северо-восточном углу ограды была устроена часовня.
Стоит добавить, что монастырь, строившийся на пожертвования, и сам немало занимался благотворительностью. Так, при нем существовало училище для девушек-сирот.
Поставят колокольню между ДК и ТЦ
Сейчас от монастырских строений осталось лишь два здания. Это здание подворья женского Михайло-Архангельского монастыря и находившийся до недавнего времени в распоряжении полиции корпус. Его в 2015 году федеральные власти возвратили Симбирской митрополии. Сейчас в его помещениях завершен ремонт, в них расположились сестринский корпус и домовой храм в честь Иверской иконы Божией матери.
В планах митрополии – восстановление монастыря в его дореволюционном облике там, где это возможно. Так, планируется отстроить заново участок стены, выходивший на улицу Дворцовую между нынешними ДК “Губернаторский” и ТЦ “Версаль”. Кроме того, предполагается, что на этом же участке появится колокольня с надвратным храмом. Позже предполагается восстановление либо Спасского собора, либо храма Иверской Божией матери.
Лидия Пехтерева
Жан Миндубаев
Смотришь на эту архитектурную крастоу и гармонию, и думаешь: “Что это за люди, которые позволили сгубить такое архитектурное чудо в Симбирске?? А вот в Ярославле сохранили!”
И еще настораживает такая лукавая попытка соединить имя настоятельницы Улеи с широко известной фамилией … “Не надоть, дядя!”
Красота и гармония?
1000 лет у церкви было человека сделать человечным. И что получили: жирных попов, бездельников, монастыри в городах, но никак не в пустынях. А “пустынями” хитро назвали задние дворы рынков и базаров, самодуров
епископов, однополую любовь в семинариях и монастырях, спесивых протопопов, холуев, лизоблюдов, приспособленцев, подобострастных кликуш, разочаровавшихся гимназистов, отчаявшихся интеллигентов, и много-много дураков. Могли такие люди что либо изменить в природе человека, когда сами умирали от обжорства?
Не красота и гармония спасет мир, а отстрел уродов
Красота и гармония!!!
Дремучее невежество – основа подобного злопыхательства.
Георгий
Чем глупее люди тем выше храмы
Жан Миндубаев
Я не вникал в таинства богословия и теологических лабиринтов – или оценку тех или иных нравственно-социальных черт той или иной касты. Это-тема другогоь разговора; и тут вы во многом правы. . Я имел ввиду эстетическую, архитектурную ценность сотворенного руками и воображением человека. А это надо ценить и сохранять.
Интересно
А мне интересно, монастырь закладывался еще по старому обряду или уже как никонианский?
Юрий
А в каком году разрушили монастырь?
ха-ха
зато щас живут, как свиньи, все, что атеисты, что с кpестами на пyзе и на сиcьках! анафема на всех вас! народ с изъяном, быдлo непроходимое!
гость
спасибо ленину все развалил православные святыни
Ленинцы
Уасяя! То ли ещё будет!;)
ЕР
Анализируя тексты комментариев,направленных на уничижение православия -истории России , можно с уверенностью предположить, что страна на грани безумства и анархии! Кровью захлебнетесь ведь безмозглые, несчастные,заблудшие люди!