В мае 1898 года в Симбирске состоялся 1-ый киносеанс. Источники, единодушно называя дату 12 мая, не уточняют, к какому летоисчислению она относится. Если по старому стилю, что кажется более вероятным, то памятный день приходится на 24 мая. Событие носило эпизодический характер. Заезжий гастролер-киномеханик Никольский несколько дней «крутил» короткие ленты в здании городского театра Д.С.Булычевой. Реклама гласила: «Большой сеанс знаменитого аппарата живой фотографии синематографа братьев Люмьер. Полнейшая иллюзия! Громадный репертуар картин! Сеанс будет состоять из трех отделений (60 картин)». Демонстрировавшиеся короткометражки братьев Люмьер «Прибытие поезда…», «Выход рабочих с фабрики…», «Политый поливальщик» и другие длились по 1-2 минуты. В последующие годы подобные показы в Симбирске устраивались неоднократно. Весной 1905 г. приехал театр Махотина, разместивший свой балаган на людном месте, около Ярмарочной площади. В газете публиковалось объявление: «На Конной площади ежедневно даются дневные и вечерние представления синематографа Люмьера. …Последние новости из русско-японской войны и другие картины разного репертуара… Цены местам 10-50 к., вечер 20 к.-1,5 р.». В 1908 г. огромной популярностью пользовался прибывший из Н.Новгорода «Плавучий театр «Наяда». Киносеансы в сочетании с волжскими видами и предлагавшимся угощением привлекали широкую публику. С ростом популярности нового искусства возникла потребность в специальных помещениях.

Первым электротеатром стал «Патэ», работавший в 1907-1923 гг. Он разместился на 2-м этаже бывшего доходного дома И.И.Сусоколова на углу Б.Саратовской и В.Чебоксарской улиц (Гончарова, 28). Название кинотеатр получил в честь всемирно известной кинематографической фирмы «Патэ». Экраном служила выбеленная стена; до постройки городской электростанции использовалась собственная динамо-машина. После 22.00 демонстрировались картины «парижского жанра», в антрактах играло механическое пианино.
24 августа 1908 г. на 2-м этаже доходного дома Карташевых / Зеленковых (Гончарова, 17) открылся «Модерн». На фасаде была изображена эмблема кинотеатра – летучая мышь. Здесь устраивались, в числе прочих, и детские сеансы. В 1911 г. театр стал называться «Идеал», а с декабря 1912-го – «Зеркало жизни» – художественный электротеатр миниатюр». В начале 1910 г. открывается кинотеатр «Аполло» в фойе городского театра, а на 1-м этаже Троицкой гостиницы работал общедоступный «Калейдоскоп». Кинотеатр «Экспресс» разместился на Дворцовой улице, в 2-х домах, принадлежавших А.А.Крупенникову. В 1908 г. здания были соединены вставкой с балконом-эркером, оборудован главный зал, дополнительные входы для публики. 1-ый сеанс состоялся 28 марта 1911 г. В 1936 г. «Экспресс» был переименован в кинотеатр «Пионер», существовавший до начала 1990-х.
В 1912 г. на средства купца Н.С.Зеленкова по проекту Ф.О.Ливчака построено здание кинотеатра «Ампир». Первые сеансы в лучшем кинотеатре Симбирска даны в январе 1913 г., а здание стало украшением города. Восстановленный в 1927 г. после пожара, он получил название «Художественный». В мае 1933 г. в нем прошел 1-ый в Ульяновске показ звукового кино – фильм «Встречный». Деньги на новую аппаратуру тогда собирали все предприятия города.
Имелись и другие площадки. С 1913 г. работал научно-образовательный кинозал естественно-исторического музея в Беляевском переулке (улица Матросова). Перед демонстрацией немых фильмов из разных областей знаний с кратким объяснением выступал лектор, иногда показывали животных из зоопарка музея. Во Владимирском саду фильмы шли в летнем кинотеатре «Гигант Электро-Американ».

В 1914 году в Симбирске было 6 кинотеатров. Сеансы длились 1,5-2 часа, сначала хроника и видовые ленты, потом 2-3 игровых фильма по 15-30 мин. В годы 1-ой мировой войны популярностью пользовалась хроника военных действий: «Под русскими знаменами», «Штурм и взятие Эрзерума». Немые фильмы сопровождались игрой пианиста, перед сеансами выступал оркестр. До 1908 г. все художественные фильмы были иностранного производства, потом появились и отечественные. К 1918 г. в России было снято около 2-х тысяч игровых фильмов. Значительную часть составляли ленты т.н. «легкого жанра». Как писал А.С.Сытин, «наибольшей популярностью у мещан и крестьян-торговцев пользовались фильмы, названия которых говорят сами за себя: «Сонька – Золотая ручка», «Аромат греха», «Иго любви» и им подобные». Но широко экранизировалась и классика: Пушкин, Лермонтов, Островский, Толстой, Гончаров. Шедеврами киностудии А.А.Ханжонкова стали «Отец Сергий», «Ревизор», «Анна Каренина»… Первым отечественным игровым фильмом считается «Стенька Разин» («Понизовая вольница») Александра Дранкова (по другим данным режиссером был В.Ромашков, а Дранков выступил продюсером). Экранизация песни «Из-за острова на стрежень», в основе слов которой лежит стихотворение Д.Н.Садовникова, уроженца Симбирска, впервые была показана в Петербурге 15 октября 1908 г. В роли Разина снялся петербургский актер Е.Петров-Краевский. В Симбирске фильм часто демонстрировался в кинотеатре «Ампир», лента много лет не сходила с экрана.

«Пройдитесь вечером по улицам столицы, больших губернских городов, уездных городишек, больших сел и посадов, и везде на улицах с одиноко мерцающими керосиновыми фонарями вы встретите одно и то же: вход, освещенный фонариками и у входа толпу ждущих очереди – кинематограф» (А.Серафимович, 1912 г.). Посещение киносеансов стало неотъемлемой частью светской жизни; кинотеатры были местом встреч, общения, демонстрации нарядов. «…Картины удается посмотреть далеко не всем благодаря модным дамским шляпам, которые иногда доходят до аршина (70 см) в диаметре. Публика, сидящая сзади, кроме этих шляп ничего не видит, хотя платит деньги за то, чтобы видеть картины, а не шляпы…». В 1913 г. в Симбирске было продано около 300 тыс. билетов на киносеансы при численности населения 45 тыс. человек.
Симбирск – Ульяновск не раз становился площадкой для съемки художественных и документальных фильмов. В 1912 г. в Симбирск приехала киногруппа под руководством известного режиссера, сценариста, художника Чеслава Сабинского для съемок фильма «Гроза» по драме Островского. Натурные съемки проводились на Венце – на фоне Волги. Роль Катерины исполнила прославленная Вера Пашенная (фильм считается утраченным). А в 1929 г. в Ульяновске снимались эпизоды еще одной «Грозы» – полнометражного художественного звукового фильма режиссера Владимира Петрова. Картина вышла на экраны в 1934 г. и была удостоена приза 2-го Венецианского кинофестиваля. Выходец из Симбирска актер и режиссер Петр Чердынин (о нем далее) снял фильм «Обрыв» по роману Гончарова. Видимо, о нем писала газета «Раннее утро» от 7 июля 1913 г.: «Одна из кинематографических фирм изготовила ленту, иллюстрирующую роман И.А.Гончарова «Обрыв». Сцены для романа были исполнены артистами Императорского Александринского театра, самые же снимки производились в Симбирске и в тех окрестностях этого города, где происходило самое действие романа». В советское время на территории края снимали фильмы режиссеры Л.Кулешов, М.Донской, Э.Рязанов, В.Меньшов, С.Говорухин.
Симбирский – Ульяновский край связан с именами многих деятелей кинематографа: актеров, режиссеров, сценаристов. Среди них Петр Иванович Чердынин (настоящая фамилия Красавцев). Начинал он как актер Симбирского театра, семья Красавцевых жила на Московской улице (Ленина, 27). В 1906 г. становится ведущим режиссером московской кинофабрики А.А.Ханжонкова, снял около 150 игровых фильмов. Среди них первые экранизации «Обрыва» Гончарова и «Мертвых душ» Гоголя. Уроженец Симбирска композитор А.В.Варламов – автор музыки ко многим художественным и мультипликационным фильмам: «Степан Разин», «Доктор Айболит», «Квартет», «Шайбу! Шайбу!» и другим. Сын литератора Скитальца (С.Г.Петрова) Евгений Степанович Петров, в юные годы живший в Симбирске, – режиссер фильмов «Тревога», «Лебединая песня» и др., ряда документальных фильмов, в годы Великой Отечественной руководил фронтовыми съемками. Среди известных имен – режиссер М.М.Степанов, актеры С.Е.Гославская, К.А.Зубов, Г.А.Стриженов, Р.В.Маркова, сценарист М.Н.Смирнова, художник кино П.Л.Бейтнер.
В годы войны в Ульяновск, среди других предприятий и учреждений, был эвакуирован Институт автоматики и телемеханики, возглавляемый профессором Александром Федоровичем Шориным – автором ряда изобретений, создателем советского звукового кино. Шорин скончался в Ульяновске 21 октября 1941 г., здесь состоялись его торжественные похороны.
Но вернемся собственно к симбирскому – ульяновскому кинематографу. После 1917 г. кинотеатры были национализированы, а потом попросту закрыты – как наследие проклятого прошлого. Но после разъяснения Владимира Ильича, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино» и соответствующих директив Совнаркома, киносеансы возобновились. Став частью идеологического аппарата, кинопрокат не мог быть пущен на самотек. В 1921 г. образуется кинофотосекция при отделе народного образования, впоследствии Симбирский фото-киноподотдел губполитпросвета, а в 1922 г. Симбирская киносекция Самарского кинопроката. В условиях нехватки фильмов нового содержания репертуар был весьма разномастным. Наряду с советскими агитационными и художественными кинолентами широко шли дореволюционные и иностранные картины самого разного содержания. Эта пестрота еще более усугубилась в годы НЭПа. Из отчета ульяновского «Главлита», 1925 год (стилистика полностью сохранена): «Кинотеатры по городу в отчетном периоде функционируют два. Кино «Красная звезда» (прим.: во Дворце рабочей культуры, ныне филармония) демонстрирует на 90% историко-революционные и современные картины. Кино «Экспресс»… придерживается заграничных фильмов. В кино «Красная звезда» большей частью идут партийные, профессиональные и общественные организации; кино «Экспресс» контингент посещаемости имеет мещанский и торговый элемент» (ГАНИ УО).
Становилась на ноги отечественная киноиндустрия, развивалась и сеть кинопроката в Ульяновске. После пожара 1921 г. был восстановлен и в 1927-м открыт «Художественный», бывший «Ампир». В 1936 г. заработал детский кинотеатр «Пионер». С образованием в 1943 г. Ульяновской области появилась собственная контора Главкинопроката. Открывались небольшие новые кинотеатры и клубы: «Родина», «Аврора», «Экран», «Планета», «Октябрь» и др. Событием 1964 года стало открытие двухзального широкоэкранного кинотеатра «Рассвет» – для того времени вершины технического и архитектурного совершенства. Потом были «Свияга», «Современник». Наряду с большими кинотеатрами работали и совсем маленькие общедоступные залы в клубах предприятий и организаций, например, спиртзавода, ШВЛП. И все это было востребовано: залы не пустовали, а за билетами на премьерные показы выстраивались длинные очереди. Так что 12 мая 1898 года в Симбирске было положено начало долгой и большой киноистории города. Нет задачи описывать и анализировать здесь крах кинопроката в годы перестройки со всеми сопутствующими потерями и его сегодняшнее состояние. Это уже другая история.
Использованы материалы статей: С.Петров: «Кинематографическое краеведение» (ulrgo.ru) , «Первые шаги кинематографа» («Мономах» 2008-3), «Две «Грозы» на Венце» («Мономах» 2016-2); Т.Громова «Великий немой в Симбирске» («Деловое обозрение» 2008-5); О.Розов «Кино от Люмьера до «Люмьера» («Мономах» 2010-3); Н.Зубкова «Симбирский кинематограф» («Мономах» 2016-2).

Доходный дом с художественным театром «Модерн» (ул.Гончарова, 17). Начало 20 века.

Е.Н.Родин. «Кинотеатр «Ампир». Картина в фойе кинотеатра «Художественный».

Афиши фильмов: 1) «Стенька Разин», А.Дранков, 1908 г. (журнал «Мономах» 2008-3); 2) «Волга-Волга» из газеты «Ульяновская правда», май 1946 г. (gani73.ru).


Афиша ульяновского «Кино-Экспресс» 1926 года. Из книги «Культура Симбирского – Ульяновского края» (сборник документов и материалов), Ульяновск, ГАУО, 2014.


Кинотеатр «Пионер», бывший «Экспресс»: 1) Открытое письмо артели «Бытовик», Ульяновск, 1958 год; 2) 1981 год, источник: vk.com/id187926648.


Кинотеатр «Художественный», бывший «Ампир»: 1) Из книги «Ульяновск – родина Ленина. Памятные места» (П.С.Бейсов, М.Х.Валкин, И.В.Гуськов и др.), Саратов, 1967 г., 2) Из фотоальбома «Ульяновск», Приволжское книжное изд-во, Саратов, 1990 г.

Кинотеатр «Родина». Источник: ok.ru/mariin.

Кинотеатр «Рассвет». Из фотоальбома «Ульяновск – родина Ленина», изд-во «Прогресс», 1973 г.

Кинотеатр “Рассвет”. Из книги «На родине Ильича», Вильнюс, «Vaga», 1967 г.

Кинотеатр «Свияга». Из книги А.И.Бросмана, Н.Н.Медведева «Ульяновск», Стройиздат, 1973 год.