Река Волга таит немало тайн. Сколько судов лежит на дне великой симбирско-ульяновской реки — никто толком сказать не может. Сильное течение, мели, ветры, бури, ледоходы… Стихия брала своё, опрокидывая, разбивая, поглощая большие и малые суда.
Доставали пираты
Вплоть до начала XIX столетия среди основных опасностей Волжского торгового пути было пиратство. Лихие ватаги казаков грабили целые караваны иноземных и российских купцов. К концу XVIII века правительственные войска покончили с этими шайками.
Тогда пиратством стали промышлять небольшие шайки в три-пять человек. Подплывая на лодке (чаще ночью, но иногда и среди белого дня), грабители под угрозой применения оружия отбирали у судовладельцев деньги, ценности, одежду и еду. Забавно, что команда (а иногда она доходила до сотни крепких бурлаков и матросов) в подавляющем числе случаев оставалась пассивной зрительницей процесса, никак не пытаясь помешать грабежу.
Окончательный крест на волжском пиратстве поставила не полиция. Стало развиваться пароходство, поэтому ни догнать, ни перехватить пароходы на парусах-вёслах уже не получалось.
Опасные искры
Но новые технические средства порождали новые опасности. Трубы пароходов выбрасывали целые снопы искр, которые попадали на берега и соседние суда. От них вспыхивали пожары.
В мае 1860 года от искр, вылетевших из трубы легкового парохода «Бурлак», вспыхнула баржа, которую буксировала коноводная машина — судно на лошадиной тяге, принадлежавшее симбирскому купцу Сергею Никифоровичу Хапкову. Вместе с ней сгорело 2500 кулей хлеба девятипудового веса, более 360 тонн зерна!
А мартовский ледоход 1864 года доконал саму коноходную машину купца Хапкова, «зимовавшую» на Волге напротив Симбирска. Напором льда судно вначале выбросило на мель, отчего проломилось днище, а потом льдины вынесли его на глубину — и оно затонуло. Ущерб купец Хапков оценил в 9846 рублей 60 копеек.
Живой факел
12 июня 1863 года Симбирск посетил наследник российского престола великий князь Николай Александрович. Он прибыл на пароходе «Турист» и в тот же день отбыл в дальнейший вояж. Симбирское общество провожало наследника, арендовав для этого второй пароход.
«Два парохода рядом пошли вниз по матушке-Волге под звуки гремевшей музыки, — писал очевидец. — Но такое светлое торжество закончилось глубокой скорбью. При блеске солнечного дня никто и не заметил, как на бальное платье одной дамы пал пылающий уголь из трубы парохода. Платье с огромным шлейфом, широчайшее, мгновенно вспыхнуло – и бедная дама обратилась в пылающий факел! Домой привезли обгорелый труп…». Увы, но подобные случаи были нередки. За моду всегда приходилось недёшево платить…
Таран на Волге
Около полуночи 10 августа 1875 года пароход «Цыганов», принадлежавший симбирскому 2-й гильдии купцу Павлу Михайловичу Куперину, буксировал по Волге пять нагруженных хлебом барж. Напротив Симбирска одна из них напоролась на якорь незамеченной во тьме большой лодки-кладушки — и затонула, унеся на дно 9000 пудов самарской пшеницы.
Утром 6 сентября 1877 года двумя верстами ниже города Сенгилея шедший в Астрахань пассажирский пароход «Николай Новосильцев» протаранил плывшего навстречу «Наследника Цесаревича» с 300 пассажирами на борту. При ударе погиб один член команды «Цесаревича». Спасая людей, капитан увёл тонущий пароход на мелководье. Виновник столкновения даже не остановился.
9 октября 1885 года, в шесть часов вечера, на Волге у Симбирска началась буря. Волны перевернули и потопили конторку пароходного общества «Лебедь» стоимостью 100 рублей и баржу с 50 000 пудов нефти, принадлежавшую казанским купцам — Субаеву и Рахметуллину. Убыток составил 3150 рублей.
Поздним вечером 9 августа 1893 года против села Батраки Сызранского уезда грузопассажирский пароход «Михайла Потапыч» протаранил большую лодку-косушку, перевозившую за Волгу 17 крестьян. Семь пассажиров лодки, «большинство из которых были сильно выпивши», утонули; пароход не пострадал. И это только некоторые происшествия.
Бросили погибать людей
Кстати, именно от потомков купца Хапкова довелось услышать жутковатую, почти мистическую историю об одном происшествии на Волге уже в советское время, осенью 1941 года.
В конце октября из Ульяновска в Казань отправился пассажирский пароход. Рейс был одним из последних в навигацию; народа, по военному времени, было очень много. Достигнув Камского устья, самого широкого места на прежней Средней Волге, пароход внезапно бросил якорь. Команда без объяснений спустила на воду шлюпки и покинула судно. Из дополнительных плавсредств на борту оставались только спасательные круги. Люди кричали, звали на помощь – напрасно. Кто пытался выбраться вплавь, погибал в холодной воде. Потом люди начали умирать от холода и голода. Когда на Волге окончательно установился лёд, остававшиеся в живых смогли добраться до берега, но и из этих людей мало кому выпало пережить военную зиму…
В общем, Волга хранит немало трагических и таинственных историй…
Ермил ЗАДОРИН