Всем нравятся парки аттракционов, но культурно отдыхать сейчас, оказывается, рискованно. Даже маленькая оплошность способна превратить веселье в трагедию. «Молодежка» попыталась разобраться: кто отвечает за безопасность в парках развлечений и как регулирует государство эту сферу?
В недалёком прошлом поход в парк аттракционов был целым праздником и настоящим событием для семьи. Потом радости детства годами ржавели без надобности. Наконец, после смазки механизмов привычные всем «паровозики», «колокольчики», «солнышки», «автодромы», «орбиты» вновь заскрипели и «тряхнули стариной». Мы же с памятной беззаботностью потащили туда своих детей. А ведь пословица гласит: «Ни одна забава до хорошего не доводит».
«Фениксы»
По скромным подсчетам в пяти крупных городских парках областной столицы: «Прибрежном», Победы, «Винновской роще», «Молодежном» и «Семье» — сегодня насчитывается порядка 50 стационарных развлекательных конструкций. Практически все не моложе шубы мамонта: средний возраст аттракционов – 16— 20 лет, иные и вовсе пережили все допустимые сроки эксплуатации. Достаточно одного взгляда на них — и предвкушение радости притупляется здравой настороженностью.
И тут нарисовываются залетные луна-парки и зверинцы, готовые предложить свою порцию адреналина, причем не только детям, но и взрослым. Ошалевая от новизны ощущений, мы вновь поддаемся влиянию беззаботности. При этом цена удовольствий вполне демократична. Так, в нынешнем сезоне порция радости «вибрирует» в пределах сотни рублей для детей за время от трех до десяти минут отдыха и двух сотен для взрослых.
«Отстойник»
Несмотря на стремительное развитие индустрии развлечений, государство фактически самоустранилось от контроля над этой сферой еще в 2002 году, упразднив при минкультах соответствующую инспекцию за ненадобностью.
Так деятельность аттракционов была пущена на самотек на совесть хозяев балаганов. Аттракционы до сих пор не подлежат лицензированию. Ладно хоть с 1 сентября 2016 года ввели обязательную сертификацию механизмов (до этого она была добровольной). Немеханизированным аттракционам тоже теперь надо получать декларацию. Правда, касается это только новых развлечений.
За гранью осталась и схема ввоза каруселей из заграницы. Фактически любой коммерсант, купив где-нибудь на западной свалке пару-тройку списанных, раздолбанных «батутов-пауков», может начать работать. Вот и хлынули к нам, как в «отстойник», все эти «гастарбайтерские» луна-парки с персоналом. Впрочем, даже закупаться массово необязательно. Достаточно пары самокатов да веловагончиков — и всё, точка по сбору денег готова. И если деятельность этих незадачливых коммерсантов на территории городских парков хоть как-то контролируется со стороны горадминистрации (опять же, условно), то за ее пределами царит полный беспредел.
На деле
Ревизия городских развлекательных точек в новом сезоне удручает. Например, на огромной территории — от мемцентра до Дома правительства — рассекают роллеры, трехлетние шкеты на электрических мотоциклах и подвыпившая молодежь на веломобилях, которой весело, видите ли, на скорости влетать в детвору, снующую между струй «поющего» фонтана. Тут же шарахающиеся лошади и мамаши с колясками.
У торговых центров картина не лучше. Здесь любимая забава – соревноваться в ловкости с паркующимся авто под завывание раскачивающихся на ветру конструкций аттракционов.
По факту, на стенде перед каруселью должно быть указано, что она прошла проверку и безопасна. Должно быть еще описание механизма и правила эксплуатации. Однако, как показала практика, это не панацея.
Кроме того, за каждым развлекательным оборудованием должно быть закреплено два человека: один отвечает за клиентуру, пуск и инструктаж, другой — за техническое состояние, и записано это должно быть в соответствующих документах. Вот поди ты спроси у бабули-карусельщицы или юнца-шабашника эту бумагу!
Про зоопарки и зооцирки вообще говорить не приходится. «Дичь» на городских газонах уже давно никого не удивляет.
И нет ни одного человека в форме — ни в белом халате, ни с погонами!
Несчастные случаи
Счет травмированных только на ульяновских аттракционах в сезон идет на десятки. Да только всё без толку.
Горадминистрация заявила, что позиция у них наблюдательная, и то в пределах городских парков. Торговые центры, что сдают в аренду свои площади, сообщили: «Главное — своевременная плата». Ростехнадзор открестился сразу. Прокуратура работает по факту происшествия, а не с его профилактикой.
В региональном Роспотребнадзоре, как выяснилось, сами не первый год в поисках этого невидимого органа контроля. В роли Шерлока Холмса по этому делу выступил и областной аппарат уполномоченного по правам ребенка. Тоже провал. Хотя опыт введения принудительного контроля в некоторых регионах уже есть, правда, успешным его не назовешь. Потому, видимо, несчастные случаи на аттракционах происходили, происходят и, к сожалению, будут происходить. Судите сами.
В парке Победы в мае 2014 года на высоте 27 м остановилось колесо обозрения. В аналогичную западню попали люди в Винновской роще в 2012 году и мае 2016-го, когда спасатели крутили колесо вручную. В июле 2014-го в водоеме Александровского парка утонул 12-летний ребенок. Его жизнь оценили в 200 тысяч рублей, да и те коробейники не выплатили: амнистия в честь 70-летия Победы случилась. Летом прошлого года 10-летняя девочка сломала руку, упав с батута. И это только резонансные случаи!
Назревает вопрос: как же обезопасить себя? Получается, никак и бабуля-карусельщица права: «Не хошь – не катайся!». Вот такая «карусель» получается.
Маруся КЛИМОВА