Даже не знаю, как получилось, что пропустил в заметках это событие – 85-летний юбилей Бориса Григорьевича Тельнова, совсем не парадно прошедший 15 мая. Не то, чтобы забыл: и о дате помнил, и юбилейные публикации читал. Просто затмение какое-то. Вот и на демонстрацию его фотографий и фильмов, проходившую 15 мая, не попал: был уверен, что это, как и в прошлом году, долговременная выставка, на которую еще успею сходить. Только на днях, добавляя несколько фотографий Б.Г.Тельнова в альбом группы, понял, какую оплошность допустил. Что ж, время для юбилейных заметок и поздравлений упущено, а рассказать о создании областной кино-летописи лучше самого Бориса Григорьевича, более 30 лет проработавшего кинооператором Ульяновского телевидения, никто не сможет. Далее – его статья, опубликованная в журнале «Мономах» №2 за 2016 год. Многие ее, конечно, читали. Что же касается фотографий Б.Г.Тельнова (а большинству ульяновцев он известен именно как фотолетописец города), то в подборке, как и в альбоме, учитывая большое их число и широкую известность, пытался лишь представить разные стороны его творчества: снимки репортажные, жанровые, портретные…
О ТЕЛЕВИЗИОННОМ КИНО.
КИНОГРУППА. Телевидение в Ульяновске было создано в конце 1959 года. Первой передачей стал показ фильма о Ленине 7 ноября того же года, хотя официально телестудия была зарегистрирована только 1 января 1960 года. Тогда же началась комплектация административного и творческого штата. Сердцевиной ТВ стала общественно-политическая редакция, в неё входили промышленная, сельскохозяйственная, информационная редакции. Этот важнейший блок возглавил большой души человек, честный и справедливый, прошедший фронт и тропы радиожурналистики И.Л.Гольдман. Все, кто имел отношение к кинопроизводству, а это не только кинооператоры, но и проявщики, монтажницы, объединялись в киногруппу – так называлось мобильное отделение, в которое мы входили. Хочется рассказать и вспомнить всех тех, с кем мне пришлось трудиться долгие годы, и которых в настоящее время нет с нами. Эти мои воспоминания, по сути, мой реквием в честь них. Первыми кинооператорами были участники Великой Отечественной войны Енюткин, Анатолий Горшков, Николай Егоров. Они, так или иначе, соприкоснулись с фото- и киносъёмкой на фронтах войны или в армейских частях. На эту же должность был принят фотокорреспондент Борис Тимошенков. Я и Марс Хайруллин пришли работать несколько позднее. Из Череповецкой студии телевидения приехал Анатолий Проничев, с которым я познакомился в Москве на курсах при Центральном телевидении. Вскоре в наш коллектив перевели телеоператоров Владимира Тихонова и Анатолия Антончика. Кроме операторов в киногруппу входили ассистенты, у которых при ответственном отношении к делу была перспектива стать полноценными специалистами. Например, мой бывший ассистент Александр Барабанов окончил Институт кино, работал кинооператором, но в связи с семейными обстоятельствами покинул телевидение, а другой, Валерий Семёнов, получив операторскую категорию, работал в этой должности до ухода на пенсию. Киногруппа обеспечивала редакцию отснятыми, проявленными, смонтированными киноматериалами, которые и выдавались в эфир. За каждым оператором была закреплена кинокамера. В основном это была техника марки «Пентафлекс» (ГДР). Но снимали и на камеры отечественного производства. Также пользовались лёгкой, бескассетной чехословацкой камерой «Адмира» объёмом 30 метров, а для особых съёмок применяли 35-миллиметровую камеру «Конвас». Снимали мы на негативную плёнку шириной 16 мм, довольно низкой чувствительности, поэтому для работы приходилось брать с собой много громоздкой осветительной аппаратуры. Каждый день для редакции «Новостей» мы должны были представлять киносюжеты на 1,5-2 минуты с различных предприятий города и полей области, а это значит, что половина нашего коллектива была задействована информационной программой, а другая – отраслевыми редакциями.
Начальником киногруппы в то время был бывший фронтовик, человек требовательный и в то же время прекрасный и надёжный товарищ, Николай Михайлович Егоров. Он распределял заявки между кинооператорами, учитывая наши предпочтения. Позднее эту обязанность выполнял администратор. Он же оформлял заявку на машину, осветителей и, если была необходимость, сам выезжал на место съёмок. Из всех администраторов внимательностью к подчинённым особенно запомнился мне участник войны Юрий Петрович Архангельский. Он всегда отстаивал наши права перед руководством, по-отечески заботился о нас, даже организовывал выезды за грибами или на рыбалку. Помню такой случай. Заявок было много, а у меня умерла мать. Тогда Архангельский сказал: «Мы, как лётчики, – в день гибели товарищей не вылетаем»… и оставил только оперативные съёмки, отпустив моих друзей и коллег на похороны моей матери. После Юрия Петровича обязанности руководителя киногруппы исполняла Галина Петровна Титяпкина, украсившая и смягчившая своим обаянием наш мужской коллектив. В то время итог нашей ежедневной работы – маленький двухминутный фильм, называемый киносюжетом, рождался в ходе переездов, борьбы с непогодой, недостатком освещения. Потом отснятый материал поступал в обработку. После проявки ролик попадал в руки кинооператора, который подбирал зрительные кадры по тексту, разрывал его на кусочки и склеивал. Затем наступала очередь диктора. Находясь рядом с кинооператором и просматривая ролик, он начитывал текст. Затем была трактовая репетиция, во время которой вся режиссёрская бригада просматривала весь выходивший в эфир выпуск и устраняла обнаружившиеся недостатки. И поверьте, когда дома у экрана телевизора мы смотрели своё «маленькое кино», чувствовали нескрываемое удовлетворение от проделанной работы.
КОМИЧЕСКОЕ И ТРАГИЧЕСКОЕ. Как-то в один прекрасный майский день наш старейший и уважаемый товарищ Анатолий Иванович Горшков был свободным от съёмок и делал монтаж уже отснятого материала. Он пришёл на работу в светлом костюме и неплохо выглядел. Все операторы разъехались на задания. Вдруг приносят заявку: надо срочно ехать в один из колхозов снимать заслуженную доярку. Горшков безропотно сел в машину вместе с редактором и поехал к месту съёмок. Когда операторы вернулись с отснятым материалом в свою комнату, вошёл Горшков, страшно раздражённый и возмущённый. «Посмотрите!» – обратился он к нам и повернулся спиной. Весь его светлый костюм был забрызган какими-то зелёными пятнами. «Где это тебя угораздило?» – спросили мы, еле сдерживая смех. Горшков стал рассказывать: «Поехали на летнее пастбище, была лёгкая облачность, я снял общие и крупные планы, и тут облака рассеялись. Я решил снять крупным планом при хорошем освещении «лицо коровы и морду доярки». Корову снял нормально. Потом, чтобы снять доярку, которая доила корову, присел перед ней. В этот момент корова, не обращая на меня внимания, решила справить свою нужду. И вот вам результат!». Его рассказ вызвал дружный смех, а его выражение «лицо коровы…» вошло в наш шутливый рабочий лексикон.
Мы в то время были молоды, инициативны, старались как можно интереснее снять тот или иной киноматериал. Выбирали различные точки съёмки, иногда с риском для жизни. Так, я, снимая работу монтажников-электриков, возводящих высоковольтную линию электропередач в Сурском районе, решил подняться на автомобильном подъёмнике до уровня электроопоры. До нужной точки съёмки подъёмник меня поднял, но неожиданно сложился на несколько секций и рухнул вниз. Рухнул и я, но из корзины не вылетел, а вот моя камера сначала полетела вверх, потом вниз и ударила меня по голове. В результате пришлось обращаться в сельский медпункт. Однако командировку мы не прервали и задание выполнили. С моими коллегами не раз происходили подобные случаи. Одному из них во время съёмки городошных соревнований так сильно попали битой по камере, что компендиум (устройство к киносъёмочному аппарату), крепившийся впереди камеры, сломался, а на лице оператора появились синяки и шишки. Во время съёмок матчей по русскому хоккею в операторов часто попадал оранжевый, довольно твёрдый мяч. На всё это мы не обращали внимания. Работали, приобретали опыт и мастерство. Наше кинопроизводство также обновлялось. Совершенствовалась техника. На смену негативной киноплёнке мы стали получать обратимую, а потом и цветную, дающую большие возможности как в творческом, так и в техническом отношении. Появилась синхронная кинокамера, позволяющая снимать одновременно и звук, и изображение.
ТЕМЫ ДЛЯ КИНОКАМЕРЫ. Кроме маленьких киносюжетов на экранах ульяновских телезрителей стали появляться более продолжительные киноочерки о тружениках автозавода (первый в стране), о текстильщиках нашей области («Огни рабочего посёлка», «Семья Каманиных»), о передовых сельскохозяйственных предприятиях, о работниках лесного хозяйства («Лесничий Гнитиенко»). Многие фильмы и киноочерки посвящались выдающимся уроженцам нашей области (художникам Аркадию Пластову, Виктору Киселёву, резчику по дереву Семёну Сорокину) и даже страны (космонавтам Герману Титову и Андриану Николаеву). С середины 1970-х годов тема Великой Отечественной войны приобрела особое значение, особенно после празднования 30-летия Победы. Нашу фильмотеку пополнили киноленты о героях-земляках Александре Матросове, Алексее Наганове, о партизанской бригаде имени Дениса Давыдова, которой командовал Александр Назаров (фильм «По партизанским тропам»), о десантниках-ульяновцах, форсировавших реку Свирь («Однополчане»).
Иногда нашей киногруппе приходилось снимать фильмы по заказу Ульяновского горсовета или облисполкома. В период подготовки к 100-летию со дня рождения Ленина у работников Ульяновского горсовета появилась идея снять и показать в Совете министров СССР неприглядные, подлежащие сносу строения и места города с целью увеличения финансирования на их снос и строительство новых городских объектов. Провести съёмку поручили мне. Я честно снимал и полуразрушенные, покосившиеся частные дома на улице Минаева, дома, подлежавшие сносу на месте будущего Ленинского мемориала (это были дома, в которых жили Ульяновы, впоследствии спасённые от сноса и отреставрированные благодаря краеведу Ж.А.Трофимову) и многое другое. При просмотре отснятого материала председатель горсовета Крюков и главный архитектор города А.И.Бросман заявили, что очень неприглядно будет смотреться наш город, если показывать только ветхие строения и что «фильму надо придать положительный вид». Пришлось снять достопримечательности старого Симбирска, макеты будущего Ульяновска, перемонтировать весь фильм, получивший название «Ульяновск вчера, сегодня, завтра». Не знаю, какое впечатление он произвёл в Совмине, но по ульяновскому телевидению показывался неоднократно.
При подготовке областного партийно-хозяйственного актива по культуре, эстетике производства и передовым методам труда режиссёрам Анатолию Акимову, Юрию Чернышёву и мне поручили снять фильм, затрагивающий эти проблемы на предприятиях города и области. Корреспондент промышленной редакции Семыкина составила сценарный план, по которому мы снимали на ведущих предприятиях Ульяновска, Димитровграда, Барыша, Инзы, показывая как положительные, так и проблемные моменты в их работе. В течение месяца мы занимались этим фильмом. По моему предложению фильм назвали «Глазами кинокамеры», он был одобрен руководством области.
В это время на должность кинорежиссёра в наш коллектив пришёл Анатолий Ивлиев, способный, творческий человек, ранее работавший корреспондентом и редактором газеты. Страстно влюблённый в кино, он поступил в Институт кинематографии и окончил его, уже работая у нас на телевидении. С его приходом значительно оживилось производство киноочерков, в которых он выступал как автор сценария и режиссёр. В преддверии празднования 100-летия со дня рождения В.И.Ленина вместе с нами, кинооператорами, он снял такие фильмы , как «Родной город Ильича», «Юность вождя», «В Шуше у подножья Саян», упомянутый выше фильм «Ульяновск вчера, сегодня, завтра», «Обращение к потомкам». Некоторые из них демонстрировались по Всесоюзному телевидению и показывались в кинотеатрах города. Нашей киногруппе приходилось снимать не только сюжеты и фильмы, но и все важнейшие события, происходившие в городе и области: митинги и демонстрации, визиты партийно-правительственных делегаций, награждения передовиков, различные мероприятия. Отснятые нами тысячи метров киноплёнки – это наш вклад в историю Ульяновской области.
Борис Тельнов.
Борис Тельнов снимает фильм «Ульяновск вчера, сегодня, завтра», 1965 год. Фото А.Ивлиева. Из журнала «Мономах» 2016-2.
Ульяновские операторы за работой. Источник: ul.aif.ru.
Фото Б.Г.Тельнова. Идет съемка. Источник: ul.aif.ru.
Фото Б.Г.Тельнова. Из фоторепортажа «Люди идут к Ильичу», 1960-ые гг. Источник: ul.aif.ru.
Фото Б.Г.Тельнова. Из фоторепортажа «Люди идут к Ильичу», 1960-ые гг. Источник: ul.aif.ru.
Фото Б.Г.Тельнова. Монастырская стена. 1964 год. Источник: giv73.ru.
Фото Б.Г.Тельнова. Строится гостиница «Венец». Источник: ul.aif.ru.
Фото Б.Г.Тельнова. Источник: mosaica.ru.
Фото Б.Г.Тельнова. В почетном карауле. Источник: ul.aif.ru.
Фото Б.Г.Тельнова. 1-ый секретарь Ульяновского обкома КПСС А.А.Скочилов. Источник: ul.aif.ru.
Равиль Хайруллин
Борис Тельнов коллега моего брата Марса Хайруллина по работе на Ульяновской студии телевидения.Я с ним хорошо знаком.