Андрей Семенов
Жительница Ульяновска вступила в переписку с властями по поводу проблем с остановками транспорта у Ишеевского кладбища, и ей ответили.
Мы уже рассказывали, как Людмила Валентиновна с улицы Гончарова съездила в апреле на могилы своих близких на Северное кладбище. Из дома она вышла в тот день в 10 часов утра, а вернулась, точнее, приползла, в 8 вечера. Маршрутчик не остановился, несмотря на ее просьбу, у первых ворот, где похоронена ее мать, и ей пришлось идти от центрального входа назад пешком. Потом, от матери, она пошла на могилу мужа, на другой конец кладбища, к Ишеевке. И хотя женщина она еще вполне бодрая, домой добралась, что называется, без ног. И все потому, что, как объяснил ей водитель маршрутки, у первых и у третьих ворот остановки отменили, и если он ее там высадит, его оштрафуют.

Дожив до следующего утра, Людмила Валентиновна стала звонить властям, чтобы понять, кто додумался отменить существовавшие десятки лет остановки у ближнего и дальнего входа на кладбище. Дозвонилась до отдела по жалобам губернатора Сергея Морозова, где внимательно выслушали и обещали положить мою жалобу на стол. Спросила, надо ли еще кого-то поставить в известность об этом безобразии, сказали – не надо.

На днях получила официальный ответ за подписью министра промышленности, строительства, ЖКК и транспорта области Дмитрия Вавилина.

Львиную долю письма министр посвятил рассказу, как женщине добраться из центра Ульяновска до кладбища. «В настоящее время для осуществления поездки с центральной (так в оригинале. – Ред.) части города… до остановочного пункта «Парк Победы» можно воспользоваться трамвайным маршрутом №4 «микрорайон «Огни Севера» – проспект Гая», – сообщает Вавилин и дальше перечисляет номера маршруток, на которые нужно пересаживаться, чтобы доехать до места. «Какая наглость? – возмущается Людмила Валентиновна, передавая письмо Вавилина в редакцию «СК». – Это он мне объясняет, как добраться?! Человеку, всю жизнь прожившему в Ульяновске и почти 30 лет бывающему на кладбище. Знаю я, до каких «остановочных пунктов» надо доехать и на какие маршруты пересаживаться. И не об этом в своем обращении спрашивала, а о том, кто и почему отменил остановки у первых и третьих ворот, и посмотрите, какую ахинею он пишет по этому поводу».

«По вопросу обустройства остановок в нижней части городского северного кладбища, – говорится в ответе Дмитрия Александровича Вавилина, – сообщаем, что в соответствии с требованиями п.11.6 СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги» автобусные остановки вне пределов населенных пунктов допускается располагать на участках дорог при продольных уклонах не более 40%. При этом на дорогах категорий I-III автобусные остановки следует назначать не чаще чем через 3 км. Предлагаемое Вами место строительства остановки вблизи нижнего въезда на городское кладбище расположено на км 2+100 автомобильной дороги общего пользования регионального значения III технической категории «Казань – Ульяновск – Ишеевка – Ундоры – граница области». Дорога проходит вне населенного пункта, ее продольный уклон составляет 48%». Ну и так далее.

Неизвестно, как уж министр вымерил продольный уклон, с циркулем ли, с линейкой ли, как и непонятно, почему этот продольный уклон не мешал до сих пор на протяжении последних 40-50 лет автобусам останавливаться у нижних ворот кладбища. Как, впрочем, и у верхних (третьих). И еще непонятно, как с остановками общественного транспорта обстоит дело в действительно гористых районах России. Например, на Северном Кавказе, где горные серпантины вьются высоко вверх и по бокам от них расположены селения и аулы. Автобус, тронувшись, скажем от побережья Черного моря, доезжает до вершины и останавливается только там, а пассажиры, выйдя на этой вершине, идут назад и отыскивают свои селения? Или как?

По-моему, все это бред. Вавилин пытается, видимо, доказать, что Ишеевская гора слишком крутая, и автобусам, если делать остановки, одолевать ее тяжело. А людям, особенно пожилым, которых его продольные уклоны высаживают у центральных ворот, после чего они идут с километр-два вниз? Посетив же могилы близких, вынуждены идти назад, к центральному входу, поднимаясь в ту самую гору, которую, по Вавилину, автобусам тяжело одолевать. Не строительство чего-либо женщина предлагала вести у нижних ворот кладбища, а вернуть туда остановку, убрав запрещающий знак. А вообще в том, что сделано у кладбища с остановками, есть не только пренебрежение к старикам, но, на мой взгляд, и признаки скрытой ксенофобии. Известно ведь, что внизу Ишеевского погоста расположены еврейское и татарское кладбища, и запреты с продольными уклонами направлены в первую очередь против посетителей этих национальных захоронений.