Маленький домик на улице Льва Толстого, который ни в списке исторического, ни в списке архитектурного наследия не значится, по мнению экспертов, становится едва ли не краеугольным камнем в судьбе всего заповедника «Родина Ленина». Если дом удастся отстоять, то и заповедник выживет. Если нет, то это будет отличный сигнал для застройщиков, что эту территорию можно растащить на куски и застроить по своему усмотрению.

Напомним, недавно на улице Льва Толстого, 65 снесли одноэтажный деревянный дом, обнажив белокирпичное здание за ним. Сразу началась активная деятельность – завезли стройматериалы, рабочие занялись фундаментом. Выяснилось, что маленький деревянный дом будут возводить заново, а кирпичный – то ли переделывать, то ли надстраивать.

На прошлой неделе состоялся экспертный совет, на котором председательствовал начальник Управления культурного наследия области Шарпудин Хаутиев. Представитель застройщика – ООО «МонолитСервис» – Андрей Глухов представил членам совета проект застройки, который единогласно был отвергнут. Его обещают переделать. Времени не очень много – до конца августа на месте снесенного здания уже должно стоять новое. Однако сам проект и намерения застройщика многих повергли в шок.

– У меня этот проект вызвал удивление, – призналась директор заповедника «Родина Ленина» Ирина Котова. – Нас уверяли, что речь идет о реконструкции дома, но на совете оказался представлен проект, который дирекции заповедника вообще не представляли!

Экспертам показали проект, в котором маленький деревянный дом становится двухэтажным за счет большой мансарды, а двухэтажное кирпичное строение увеличится в размерах до трех этажей с еще большей мансардой – по сути, четвертым этажом. По сравнению с тем, что было – это небо и земля.

Котова категорически против увеличения высотности здания, как и остальные эксперты.

– Мы настаиваем на реконструкции деревянного дома на первой линии в исходном виде, – пояснила она. – Строительство какого-либо другого здания может плохо кончиться для застройщика – дом могут просто снести по суду.

При этом, по ее словам, если здание за деревянным домом оставят двухэтажным и просто облагородят, это будет справедливо и с исторической точки зрения – в советские годы такое строение там было. Именно поэтому покойный директор заповедника Александр Зубов в 2005 году выдал разрешение на проект реконструкции: деревянный дом, а за ним облицованное деревом двухэтажное здание.

Напрягает здесь позиция застройщика, высказанная им на заседании экспертного совета. Когда супруга Александра Зубова, доцент УлГУ и кандидат философских наук Ирина Зубова подняла вопрос, почему вообще разрешили снести дом на улице Льва Толстого, Андрей Глухов отрезал:

– Мы выносим решение о сносе единолично – мы собственники и имеем на это право. А вот чтобы построить что-то, выносим проект на совет. Мы хотим сделать все законно и красиво, поэтому улучшили проект снесенного дома.

То есть если здание не отнесено к культурному наследию, то и снести его можно когда захочется, а уж потом решать и обсуждать, что построить на этом месте? Хаутиев пояснил, что до сих пор не определены границы «достопримечательного места» в ситуации с этим заповедником – и не от нас это зависит, а от федерального Министерства культуры.

– Но ведь заповедник создан заповедником, чтобы не влезали с такими проектами! – сетует краевед Сергей Петров. – А тут, выходит, и сделать ничего нельзя? Недопустимо, чтобы чужеродные объекты влезали и рушили исторический квартал.

Ирина Зубова уверена, что снос этого здания – прецедент очень нехороший, который дает сигнал другим застройщикам. Чтобы не допустить подобного, считает она, виновные в ситуации с домом на улице Льва Толстого должны понести наказание – чтоб другим неповадно было.

– Если наказания не будет, то это может и дальше пойти – на улицы Льва Толстого, Ленина, Энгельса, Крымова, – говорит Зубова. – Дом сносили целый день, до ночи, с огромным энтузиазмом. Это просто акт вандализма.

Она уверена, что не исчерпаны еще все возможности современного законодательства для защиты целостности заповедника.

Добавим, что заинтересовалась ситуацией со строительством и прокуратура. По словам и.о. прокурора Ленинского района Вадима Елагина, сейчас ведомство проводит проверку с привлечением всех специалистов и изучением документов. Предварительные ее результаты появятся в середине следующей недели.

Ситуация такова, что маленький дом, у которого, по выражению Хаутиева, нет «даже признака» объекта культурного наследия, стал камнем преткновения между теми, кто хочет заповедник застроить, и теми, кто пытается его отстоять. Заставить застройщика восстановить деревянный дом в исходном виде, а кирпичный доделать в соответствии с проектом 2005 года, – дело чести властей. Иначе заповедник, которым Ульяновск пока может гордится, может быть вскоре уничтожен.

Сергей Гурьянов