Маленький домик на улице Льва Толстого, который ни в списке исторического, ни в списке архитектурного наследия не значится, по мнению экспертов, становится едва ли не краеугольным камнем в судьбе всего заповедника «Родина Ленина». Если дом удастся отстоять, то и заповедник выживет. Если нет, то это будет отличный сигнал для застройщиков, что эту территорию можно растащить на куски и застроить по своему усмотрению.
Напомним, недавно на улице Льва Толстого, 65 снесли одноэтажный деревянный дом, обнажив белокирпичное здание за ним. Сразу началась активная деятельность – завезли стройматериалы, рабочие занялись фундаментом. Выяснилось, что маленький деревянный дом будут возводить заново, а кирпичный – то ли переделывать, то ли надстраивать.
На прошлой неделе состоялся экспертный совет, на котором председательствовал начальник Управления культурного наследия области Шарпудин Хаутиев. Представитель застройщика – ООО «МонолитСервис» – Андрей Глухов представил членам совета проект застройки, который единогласно был отвергнут. Его обещают переделать. Времени не очень много – до конца августа на месте снесенного здания уже должно стоять новое. Однако сам проект и намерения застройщика многих повергли в шок.
– У меня этот проект вызвал удивление, – призналась директор заповедника «Родина Ленина» Ирина Котова. – Нас уверяли, что речь идет о реконструкции дома, но на совете оказался представлен проект, который дирекции заповедника вообще не представляли!
Экспертам показали проект, в котором маленький деревянный дом становится двухэтажным за счет большой мансарды, а двухэтажное кирпичное строение увеличится в размерах до трех этажей с еще большей мансардой – по сути, четвертым этажом. По сравнению с тем, что было – это небо и земля.
Котова категорически против увеличения высотности здания, как и остальные эксперты.
– Мы настаиваем на реконструкции деревянного дома на первой линии в исходном виде, – пояснила она. – Строительство какого-либо другого здания может плохо кончиться для застройщика – дом могут просто снести по суду.
При этом, по ее словам, если здание за деревянным домом оставят двухэтажным и просто облагородят, это будет справедливо и с исторической точки зрения – в советские годы такое строение там было. Именно поэтому покойный директор заповедника Александр Зубов в 2005 году выдал разрешение на проект реконструкции: деревянный дом, а за ним облицованное деревом двухэтажное здание.
Напрягает здесь позиция застройщика, высказанная им на заседании экспертного совета. Когда супруга Александра Зубова, доцент УлГУ и кандидат философских наук Ирина Зубова подняла вопрос, почему вообще разрешили снести дом на улице Льва Толстого, Андрей Глухов отрезал:
– Мы выносим решение о сносе единолично – мы собственники и имеем на это право. А вот чтобы построить что-то, выносим проект на совет. Мы хотим сделать все законно и красиво, поэтому улучшили проект снесенного дома.
То есть если здание не отнесено к культурному наследию, то и снести его можно когда захочется, а уж потом решать и обсуждать, что построить на этом месте? Хаутиев пояснил, что до сих пор не определены границы «достопримечательного места» в ситуации с этим заповедником – и не от нас это зависит, а от федерального Министерства культуры.
– Но ведь заповедник создан заповедником, чтобы не влезали с такими проектами! – сетует краевед Сергей Петров. – А тут, выходит, и сделать ничего нельзя? Недопустимо, чтобы чужеродные объекты влезали и рушили исторический квартал.
Ирина Зубова уверена, что снос этого здания – прецедент очень нехороший, который дает сигнал другим застройщикам. Чтобы не допустить подобного, считает она, виновные в ситуации с домом на улице Льва Толстого должны понести наказание – чтоб другим неповадно было.
– Если наказания не будет, то это может и дальше пойти – на улицы Льва Толстого, Ленина, Энгельса, Крымова, – говорит Зубова. – Дом сносили целый день, до ночи, с огромным энтузиазмом. Это просто акт вандализма.
Она уверена, что не исчерпаны еще все возможности современного законодательства для защиты целостности заповедника.
Добавим, что заинтересовалась ситуацией со строительством и прокуратура. По словам и.о. прокурора Ленинского района Вадима Елагина, сейчас ведомство проводит проверку с привлечением всех специалистов и изучением документов. Предварительные ее результаты появятся в середине следующей недели.
Ситуация такова, что маленький дом, у которого, по выражению Хаутиева, нет «даже признака» объекта культурного наследия, стал камнем преткновения между теми, кто хочет заповедник застроить, и теми, кто пытается его отстоять. Заставить застройщика восстановить деревянный дом в исходном виде, а кирпичный доделать в соответствии с проектом 2005 года, – дело чести властей. Иначе заповедник, которым Ульяновск пока может гордится, может быть вскоре уничтожен.
Сергей Гурьянов
*
все продано, главное карманы набить
Гость
“Заставить застройщика восстановить деревянный дом в исходном виде, а кирпичный доделать в соответствии с проектом 2005 года, — дело чести властей.”
Свежо придание, да верится с трудом.
Точнее – совсем не верится.
?
Кто из чиновников и надзорных, контрольных органов денно и ночно отвечает за законность и порядок в Ульяновской области?
просто житель
А это уже тот случай,когда будет точно видно что у нас за власть! Если это преступление,а это именно преступление!- взять и изувечить историческую улицу города,не будет остановлено ,а сделавшие вандализм не будут наказаны,значит и губернатор,и мэр,и все”народные депутаты” -это просто вывески на зданиях,а не патриоты города. Время покажет.Где те,кто так яростно рвался во власть 28 мая?Вот где бы надо свою любовь к городу проявить,или весь ваш пыл остался на изготовлении никому ненужных листовок и газетёнок???
Светлана
Пусть строят. Но в полном соответствии с проектной документацией!
Застройщик просто обнаглел тут, вместо мансардного и цокольного этажей у него получаются полноценные этажи, т.е. уже 4-х этажное здание.
Фасады здания нужно делать под стать архитектуры 18 века, цвет здания опять же делать, как у прежнего здания.
Вот тогда и не будет испорчен исторический вид улицы, наоборот.
Гнилушки эти реставрировать собственники не будут за свой счёт, а денег им никто не даст.
Пусть хоть реконструкции будут, но в строгом соответствии с архитектурным обликом квартала.
123
18 века, когда квартал 19 века? МОЖНО ПОПРОСИТЬ ВАС ОБ УСЛУГЕ: не лезьте в это дело.
Ндааа…
У нас есть здания и конца 18 века, вы просто не в курсе.
Антон
даже если в городе многие полярно относятся к Ленину, все же те места, где он вырос – это историческое наследие мирового значения. Оно со временем будет только ценнее. Ценнее для истории. И Петра 1 оценивали и современники, и потомки неоднозначно, были и резкие негативные оценки, но сейчас всё это история, и все места, что с Петром связаны имеют большую историческую и культурную ценность. Нельзя допустить, чтобы вот так свободно можно было действовать в ульяновском заповедном квартале, а органы культурного наследия даже как-то вяло и безынициативно выглядят во всей этой истории.
Чиновникам от культуры
Где министр культуры? Где фонд культуры? Где все Хаутиевы? Почему молчат? Почему не вмешиваются в процесс разрушения заповедника? И вообще почему позволили обрезать до уродства деревья? Что творится у нас в городе? Такого нигде нет!!!!!!!!!!!!!!!! Ведомств от культуры не сосчитать, а делать что-то путное никто не хочет или НЕ МОЖЕТ. Над нами уже смеются в других городах. Больно за родной город!!!!!!!!!!!!
Другая горожанка
Угомонитесь с обрезкой деревьев!!! Посмотрите на те, которые были обрезаны ранее. Тоже визжали до посинения, теперь молчат. Или вам как в Москве надо, когда необрезанными деревьями убило 15 человек, а травмированным нет числа?
местный
Тополя часто ломаются. А липы никогда раньше не обрезали. Новые сорта после обрезки хорошо развиваются, а старые – загибаются. Спиленные тополя не восполнили посадкой новых деревьев. Как и во многом другом, например с дорогами, как бы делают.
noname
Эта улица – лакомый кусок. Она обречена. Вы не в Вене живете. Тут даже ванговать нет смысла. Её “освоение” – вопрос ближайших лет. Здесь ничего не может быть сохранено в нетронутом виде, ничего. Потому что для “успешных” ульяновцев ничто не имеет ценности, кроме личного имущества, личного благосостояния и статусности.
Иван Павлович
Недавно побывал в Цюрихе и Берне. Какого было удивление,что в этих городах сохранили все места,где был Ленин. На всех зданиях (квартира,кофе),где он бывал,висят памятные доски.Для них это история,а Ленин-это мировая история. А мы ,живя в городе,где каждый камень семью Ульяновых помнит, это не ценим. Честно,стало стыдно.
Ивану Павловичу
Нам стыдно, очень стыдно нам, простым людям, за своих чиновников от культуры, которым наплевать на историю, на память. Для них, наверное, самое главное – должность и деньги!