Василий Мельник
По мере того, как москвичи отходят от шока, вызванного известием, что по программе реновации жилой дом каждого седьмого из них будет снесен и его жильцы насильственно куда-то переселены, о самой этой реновации всплывает все больше интересного и ужасающего.

Прежде всего, люди вдруг осознали, что реновация – это не то, что им навязывает мэр Сергей Собянин, это не снос домов, а их реконструкция, перепланировка, капитальный ремонт, как и делалось, скажем, в Берлине после воссоединения Германии. Реновация – это те же дома, но уже удобные и комфортные для проживания. И в Москве большинство домов под такую процедуру подпадают. Еще выяснилось, что совсем недавно в Москве были утверждены новый Генеральный план и Правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Причем ПЗЗ были приняты (после многих месяцев обсуждений) недели за две до объявления Собяниным о программе реновации. Но ни в ПЗЗ, ни в Генплане о массовом сносе жилья ни слова.

Выходит, идея родилась на ходу и не имеет, скорее всего, никакого отношения к улучшению жилищных условий москвичей. Цель у этой программы другая. Подозревают, что инициирована она в интересах строительного олигархата, навозводившего по Москве высоток, которые стоят пустые. Застройщики же закредитовались и теперь несут от неликвида убытки. Вот и родилась мысль, как их Собянину спасти. Тот сообщил идею президенту Владимиру Путину, который ее хоть и поддержал, но с оговорками о соблюдении законных прав людей. И теперь Собянин с этим своим фальстартом извивается между застройщиками, москвичами и выборами в 2018 году президента России и мэра столицы.

Тем временем эксперты продолжают жесткую критику как самой программы, так и методов ее воплощения в жизнь. И то, что она игнорирует конституционные права граждан на защиту собственности и, в частности, жилища, и то, что практически не оставляет людям выбора района проживания, и то, что Собяниным затеяно глупое, волюнтаристское голосование москвичей на некоем портале «Активный гражданин», этом сайте чиновничьих забав, и то, что вообще какой-то душок сталинщины от всего этого проекта. И отдельно – идею переселения из трех-пятиэтажек в башни под 30 этажей. Вот как в одном из интервью этот аспект комментирует академик Российской академии архитектуры и строительства Юрий Бочаров: «По статистике, человеку лучше жить не выше дерева, то есть примерно до 8-9-го этажа. Есть данные, к примеру, по росту числа нервных заболеваний: там прямая зависимость от того, на каком этаже живет человек, – чем выше, тем хуже. Более того, чем выше этаж, тем у жильцов больше проблем с перепадами давления, вибрация… Наши врачи в какой-то момент стали изучать эту связку этажности и здоровья, но затем такие исследования свернули.

Прибавьте к этому уязвимость высотных зданий в случае ЧП: при возгорании на лестницах сразу же возникнет давка, а пожарные лестницы достанут далеко не до каждого этажа… Словом, для гостиницы или офиса небоскребы подходят, но жилыми их лучше не делать. Весь западный мир сегодня идет по пути малоэтажного строительства, и только в России, напротив, повышают этажность».

Бочаров не упомянул еще несколько серьезнейших угроз увлечения высотками. Таких, как проблема прибытия бригад «Скорой помощи» к пациентам в башнях. Из-за долгого ожидания лифтов врачи не всегда успевают спасти больных. Или техногенные аварии, где одной из опаснейших является отключение электроэнергии, когда прекращается функционирование всего инженерного оборудования в таком доме. В него не поступают вода и отопление, подаваемые электронасосами, перестает работать канализация, встают лифты, и даже если воду подвезут цистернами, вы не сможете поднять ее на 20-й или 25-й этаж. Наступает коллапс, прообраз того самого апокалипсиса, который так упорно предсказывают, а кто-то и ждет.

Академик лишь указывает, что при возведении высоток нарушаются все мыслимые и немыслимые нормы и правила. Так, расстояние до ближайших домов должно быть не меньше высоты башни, но они понатыкиваются где попало, без учета солнечного освещения, ветров, а итог – недостаточное проветривание улиц, болезни… Когда москвичи начали протестовать, в частности, против попыток переселить их в эти муравейники, Собянин объявил, что дома будут строиться не выше девяти этажей. Но тут же, через пару дней, по телевидению прошел явно заказной репортаж о счастливых переселенцах из «хрущевки» в такую свечку, и было сказано, что рядом закладывается новый, 22-этажный, дом. Тоже для жильцов «хрущевок». И это подтверждает подозрения об основном мотиве собянинской программы реновации.

Юрий Бочаров недоумевает, почему все это происходит, ведь у России – самая большая территория в мире, позволяющая селиться как раз в малоэтажном жилье, но люди в ней сгоняются в бездушные небоскребы. Я думаю, потому, что не люди в ней приоритет.