Сегодня большинство, да практически все отходы утилизируются, то есть сжигаются или зарываются в землю, нанося огромный урон экологии. Однако из мусора можно извлекать прибыль не только за его сбор и вывоз, но и за переработку. Как это решается в Ульяновске?

Огромная вонючая куча отбросов высотой в два этажа покоится в крытом продуваемом ангаре. Возле нее, как муравьи, суетятся рабочие и экскаваторы. Пройдет буквально час-другой, и ненужный никому хлам превратится в аккуратные кубы сырья, готовые для продажи переработчикам, которые дадут мусору вторую жизнь.

– Сейчас мы – на участке предсортировки. Люди, работающие здесь, называются «бункировщиками». Они выбирают крупногабарит – большие палки, остатки мебели, куски металла. Делается это для того, чтобы в дальнейшем не повредить автоматическое оборудование, – рассказывает директор по развитию ООО «ЦЭТ» Ромуалдас ЯНУШКЯВИЧЮС.

Мы находимся с ним на ульяновском предприятии, аналогов которому нет в большинстве регионов России. Первая очередь крупного мусороперерабатывающего комплекса на Московском шоссе была официально запущена зимой 2017 года. Однако фактически завод заработал в полную силу лишь сейчас.

– Время было потрачено на обучение сотрудников и полную обкатку процесса. Сейчас вышли на мощность 20 тонн в час. Пока завод работает в полуавтоматическом режиме. Когда к 2021 году перейдем ко второй очереди, увеличится и объем переработки – до 300 тысяч тонн мусора в год, и ручной труд поубавится. Однако пока без предсортировки нельзя: горожане выкидывают в контейнеры все что угодно – от холодильников до стройматериалов.

Перемещаемся дальше -на участок предварительной автоматической сортировки.

– Здесь работают несколько сепараторов. Магнитный вытягивает из мусора металл, другие – выбирают пластик, картон и бумагу, – практически кричит наш «гид», стараясь пересилить шум конвейера. – Как видите, разные виды мусора попадают в различные контейнеры – ячейки.

Каждый сепаратор управляется компьютером, который с помощью специального оборудования проводит спектральный анализ мусора. Благодаря этому сканированию робот мгновенно определяет, с каким типом мусора имеет дело, и направляет его в нужную ячейку.

Переходим к сортировщику, который отделяет полезное вторсырье от органики – остатков еды, земли и тому подобного.

– Требуется еще одна более тщательная выборка. К примеру, что касается пластика: он бывает самых различных разновидностей – от ПЭТ до полиэтиленовых пакетов. Это опять сортируется автоматически в разные ячейки, – продолжает ЯНУШКЯВИЧЮС.

По его словам, далеко не для всех видов вторсырья в России можно найти переработчиков. Например, так называемые «шуршащие ПНД-пакеты» пока никто не берет – их просто вывозят на полигоны.

– Конечно, наша суперцель – добиться нулевого вывоза на полигоны. Чтобы перерабатывался абсолютно весь мусор – что-то шло бы в органический компост, что-то использовалось как топливо. В обозримом будущем так и будет, – уверят директор по развитию.

Следующий этап – конвейер, где отсортированное вторсырье (уже не мусор!) прессуется. На наших глазах роботизированная установка с помощью особой проволоки формирует кубы из самых различных материалов -пластика, картона, полиэтилена. Каждый маркируется наклейкой с указанием веса, а затем грузоподъемник перевозит получившийся кубик на склад. Так из мусора получается готовый товар для пред-приятий-переработчиков.

– В Ульяновске пока перерабатывают только картон. Пластик мы возим в Казань или Самару. Надеемся, что со временем такие же предприятия-переработчики появятся в Ульяновске, и нам не придется ломать голову над логистикой и лишними расходами на перевозку, – замечает представитель ООО «ЦЭТ».

Корме того, новые предприятия – это и дополнительные налоги в бюджет, и рабочие места для жителей.

Евгений Нувитов