С 5 по 8 июня (16-19 по новому стилю) 1767 года в Симбирске (тогда Синбирске) находилась императрица Екатерина II. Посещение состоялось в ходе ее большого путешествия по Волге от Твери. Синбирск стал конечным пунктом плавания, отсюда Екатерина выехала сухим путем в Москву. Это отнюдь не была увеселительная прогулка. Готовились административные, финансовые и другие реформы. Личное ознакомление императрицы с состоянием дел в поволжской глубинке оказало большое влияние на их содержание. Для нашего города, возможно, визит имел очень значимые последствия. В 1780 г. образовано Симбирское наместничество. Конечно, повлияла необходимость укрепления «вертикали власти» после Пугачевской войны 1773-75 гг., но создание новой территориальной единицы вскоре после высочайшего посещения наводит на определенные мысли.
Путешествие тщательно готовилось. Академия наук издала книгу «Географическое описание р.Волги от Твери до Дмитревска для путешествия Ея Императорскаго Величества по оной реке» (И.И.Стафенгаген), с подробными картами и описанием населенных пунктов по пути следования (фото 5-6). В Твери была специально построена гребная эскадра из 11 больших и 14 малых судов. Была среди них и «кухонная» галера «Синбирск». Флагманская галера «Тверь» (фото 3-4), на которой плыла императрица – настоящий шедевр судостроения, с роскошными помещениями и искусной отделкой. После плавания «Тверь» была поставлена на вечное хранение в Казанском адмиралтействе. К сожалению, до наших дней этот памятник истории не сохранился: уничтожен пожаром в 1956 г. В официальную свиту Екатерины входило около 20 человек (не считая команды и обслуги), среди которых братья Иван, Григорий и Владимир Орловы. Ее также сопровождало 5 иностранных послов.
2 мая эскадра отплыла из Твери. 3 (14) июня императрица достигла симбирской земли, остановившись у села Спасского. Два дня она провела в имении Орловых – селе Вознесенском (Головкине), в 10 верстах от Волги. А утром 5 (16) июня жители Синбирска увидели со Смоленского спуска (Старый Венец) эскадру, подходящую к специально построенной пристани. О пребывании Екатерины II в нашем городе рассказывают как документальные свидетельства тех дней, так и более поздние исторические описания. Конечно, не мог обойти это событие симбирский летописец П.Л.Мартынов. В книге «Город Симбирск за 250 лет его существования» читаем:
«Императрица, путешествуя по Волге в 1767 году, прибыла в Симбирск 5 июня и остановилась в единственном тогда в городе каменном доме купца Ивана Семеновича Мясникова (он же Пустынников), находившемся близ церкви св.Троицы, на месте нынешнего кадетского корпуса… По преданию, от берега, к которому пристала Императорская галера «Тверь» и до Троицкого собора, постлано было алое сукно, по которому Императрица изволила шествовать в собор, а оттуда отправилась в дом Мясникова. Как самый город, …так и экономическое его положение, произвели на Императрицу неблагоприятное впечатление, потому, что ее застигли здесь сильнейшие жары…, и потому, что на город оказались значительные казенные недоимки, несмотря на естественные богатства края, так что она назвала Симбирск «скаредным» городом. … Симбирск оказался конечным пунктом путешествия Императрицы по Волге, т.к. получено было известие о болезни Цесаревича Павла Петровича, и 8 июня 1767 г. Екатерина II отправилась из Симбирска в Москву, сухим путем на Алатырь». И еще: «Петро-Павловская церковь построена в 1754 г., на том месте, где, по преданию, останавливался… Петр Великий, проезжая в 1722 г. по Волге в Астрахань. В ограде этой церкви высится кедр, посаженный, по рассказам старожилов, Императрицею Екатериною, во время посещения ею Симбирска, в 1767 году». К подробностям пребывания императрицы в Синбирске и ее мнении о городе еще вернемся. Что же касается кедра… На старом снимке (фото 10), действительно, у северной стены Петропавловской церкви стоит огромное дерево. Но то, что оно посажено Екатериной – скорее всего, только легенда. Визит императрицы в Синбирск описан буквально по часам. Такое событие, как посадка кедра в церковной ограде, не могло остаться без внимания придворных хронистов. Но никаких упоминаний о нем нет.
Восстановление событий визита Екатерины облегчает тот факт, что все протокольные мероприятия с участием царствующих особ ежедневно фиксировались в церемониальных камер-фурьерских журналах. Журнал 1767 года удалось найти среди электронных ресурсов Российской национальной библиотеки. Далее приведена его часть, относящаяся к пребыванию Екатерины II в Синбирске. Текст несколько сокращен за счет менее важных подробностей. Из «КАМЕР-ФУРЬЕРСКОГО ЖУРНАЛА 1767 года» (СПБ, Департамент Уделов, 1850-1916, nlr.ru). «5-го числа, во вторник, по утру в 6-м часу, вся галерная эскадра… продолжала путь к городу Симбирску. … По приближении к городу от состоящих в городе пушек началась пушечная пальба, и у всех церквей колокольный звон; …и от всей эскадры производилась пушечная пальба, и многочисленный на берегу народ восклицал «ура». Галерная эскадра стала на якорь против пристани, которая для Высочайшего прибытия построена была. … В 9-м часу Ея Императорское Величество с галеры «Твери», со всею свитою, изволила следовать в шлюпках к пристани; от всей эскадры и с города производилась пушечная пальба и отдаваема от эскадры честь игранием на трубах с литавры, а от матросов и от стоящего по берегу многочисленного народа восклицаемо было: «ура». На пристани встретили Ея Величество того города Воевода и с ним тамошнее обоего пола дворянство и купечество и приносили… всеподданнейшие свои поклонения с поздравлением благополучного… прибытия. С пристани Ея Величество в карете шествовать изволила к соборной церкви во имя Живоначальной Троицы, где встретил Ея Величество Архимандрит Созонт с прочим духовенством… И…, в предшествии духовенства, изволила следовать в церковь и слушать молебного пения, потом прикладывалась к святым иконам… И из церкви шествовала в дом Коллежского Ассессора, медных и железных заводов содержателя, Ивана Мясникова (который дом для Высочайшего прибытия был убран). У крыльца… хозяин с фамилиею встречали Ея Величество и поднесли хлеб и соль на серебряном вызолоченном блюде, с золотою солоницею… И пожаловав хозяина и его фамилию к руке, изволила проходить в покои, где… к руке жаловала: 1. Того города Воеводу и с ним дворянство. 2. Того дворянства жен. 3. Коменданта и с ним его команды офицеров. 4. Находящегося в том городе Грузинского Гусарского полка штаб и обер-офицеров. … После обеденного стола Ея Величество… соизволила пожаловать… находящихся при эскадре командующих и прочих офицеров золотыми подарками: господам Капитанам табакерки, а прочим офицерам часы…; а нижним чинам повелено учинить денежное награждение. В 6-м часу пополудни Ея Величество… изволила жаловать к руке дворянских жен, которые прежде быть не успели, да нарочно приехавших с Яику… Казацких старшин и прочих чиновных, при поднесении ими свежей икры и рыбы…
6-го числа, в начале 12-го часа, Ея Величество… к руке жаловать изволила: 1) Симбирское купечество, при поднесении хлеба и соли, на серебряном вызолоченном блюде, с серебряною позолоченною солоницею, винограда на серебряном вызолоченном блюде. 2) Того купечества жен и дочерей. 3) Сызранское купечество, при поднесении ими хлеба и соли на серебряном подносе… 4) Самарское купечество, при поднесении ими хлеба и соли с серебряною солоницею. … Пополудни в 7-м часу Ея Величество изволила иметь выход, для прогуливания, по Саратовской дороге до 3-х верст… В шествие ж карета Ея Величества окружаема была… тамошними дворянами и бегущим многочисленным народом; по прибытии поднесли Ея Величеству новокрещенные Татары и Чуваша хлеб и соль, и изволила проходить в покои и с кавалерами забавлялась в шахматы до 9-ти часов…
7-го числа, в 12-м часу, Ея Величество… изволила пожаловать к руке дворянских жен…, да Симбирского уезда Татар, при поднесении от них хлеба и соли, с серебряною солоницею. … В 7-м часу… изволила иметь выход в каретах для прогуливания, за город по Казанской дороге до 4-х верст…
8-го числа…, после обеденного стола соизволила пожаловать того дома хозяина золотою табакеркою, осыпана бриллиантами, которую… вынес Его Сиятельство Граф Григорий Григорьевич Орлов. Пополудни в 4-м часу собрались в комнате тамошнее дворянство и купечество, для принесения Ея Величеству поклонения пред отсутствием из города Симбирска к Москве. Ея Величество… выйти изволила, и жаловать к руке Архимандрита Созонта с братиею, при поднесении им святыя иконы Благовещения Пресвятыя Богородицы…; потом дома того хозяина с фамилиею…, и от собравшихся дворянства и купечества всеподданнейшее Ея Величеству приносимо было поклонение…, и все от искренних сердец желали… благополучного в продолжение пути шествия. Из покоев проходила Ея Величество к экипажу и, сев в карету, предприять соизволила отсутствие из Симбирска в 4 часа пополудни. И стоящий на дворе Гвардии караул отдавал Ея Величеству честь, а по обеим сторонам улиц стоял в параде тамошний гарнизон, отдавая честь…, и в городе производилась пушечная пальба и у всех церквей колокольный звон; провожаема Ея Величество за город тамошним дворянством и купечеством; карета… окружаема была бегущим множественным народом; улицы и дома все наполнены были зрителей многочисленного народа». Процессия проследовала по Московской улице и Богоявленскому спуску к Свияге, далее путь лежал через селения Синбирского уезда: Тетюши, Подлесное, Спасское-Куроедово.
Краткие комментарии к тексту. Соборная Свято-Троицкая церковь построена в 1648 г., одновременно с основанием города. В начале 18 века на месте сгоревшего храма возведен каменный собор с главным престолом во имя Живоначальной Троицы. В нем и молилась императрица. После постройки нового кафедрального Троицкого собора (1841), старый стал именоваться Николаевским. Иван Семенович Мясников (Пустынников), в доме которого останавливалась Екатерина, – один из богатейших людей России того времени, владелец 15 металлургических заводов на Урале. Еще Елизавета I в 1758 г. пожаловала Мясникову чин коллежского асессора за заслуги перед государством. Его дом в Троицком (Краснознаменном) переулке был не просто единственным каменным в Синбирске, а дворцом, не хуже петербургских. Первоначальный облик здания дошел до нас лишь на чертежах (фото 8). Позже в этом доме размещалась штаб-квартира П.И.Панина, командующего войсками, подавлявшими Пугачевский бунт, во дворе Панин допрашивал пленного Пугачева. До постройки собственного здания дом Пустынникова занимало Дворянское собрание; с 1847 г. – почтовая контора. После пожара 1864 г. дом утратил свое великолепие, снесен в 1875 г. при постройке здания Кадетского корпуса. По содержанию журнала можно подумать, что в Синбирске Екатерина только «жаловала к ручке», принимала подарки и прогуливалась. Это не так. Церемониальный журнал, отражая протокольные мероприятия, не дает представления о повседневной работе самодержицы. Ее рабочий день начинался в 6 утра с деловой корреспонденции. Только Н.И.Панину за время путешествия Екатерина отправила 82 письма с глубокими наблюдениями. Город, в котором жило менее 7 тыс. чел., императрица во время «прогуливаний» осмотрела весь. Упомянутая в журнале Саратовская дорога – нынешняя улица Гончарова; Казанская – впоследствии Старо-Казанская (Красноармейская) улица. И не просто осмотрела, а сделала выводы. Многое можно понять, читая ее письма, отправленные Панину из Симбирского края.
Из с.Вознесенского: «…Хлеб всякого рода так здесь хорош, как еще не видали, …а леса иного нет, как дуб и липа, земля такая черная, как в других местах и на грядах не видят. Одним словом, сии люди Богом избалованы, …и все в изобилии, что себе представить можешь, и я не знаю, в чем бы они имели нужду, все есть и все дешево. … Здесь народ по всей Волге богат и весьма сыт, и, хотя цены высокие, но все хлеб едят, и никто не жалуется и нужду не терпит…». Из Синбирска: «Город самый скаредный, и все домы, кроме того, в котором я состою, в конфискации…, не полезнее ли повернуть людям их домы…, чтобы они попусту не сгнили, а люди не были приведены вовсе в истребление. … Где чернозем и лучшие произращения, как-то: Симбирская провинция и половина Алатырской, там люди ленивы, и верст по 15 пусты, не населены, а земли не разработаны. От Алатыря до Арзамаса и до муромских лесов земли час от часу хуже, а селения чаще и ни пяди земли нет, коя бы не была разработана, и хлеб лучше, нежели в первых сих местах, и нигде голоду нет…». Укоренилось мнение, что Екатерине, измученной жарой, не понравился город. Думается, суть гораздо глубже. В богатейшем крае, где «все в изобилии», дома почти всех жителей города конфискованы за недоимки. Люди лишены последнего, строения без хозяйского ухода разрушаются, не принося пользы казне. А рядом – необработанные плодородные земли… Естественно возмущение императрицы, радевшей за процветание государства. Не город ее возмутил, а бестолковый произвол местных властей, разоряющий людей и наносящий ущерб державе. И, следует отметить, множество несуразностей она обнаружила и в других провинциях. Синбирск на общем фоне выглядел еще неплохо. Путевые наблюдения впоследствии легли в основу новых законов. Своим дальнейшим процветанием Симбирский край во многом обязан екатерининским реформам.
Использованы материалы книг: П.Л.Мартынов «Город Симбирск за 250 лет его существования», Симбирск, 1898; «Камер-фурьерский журнал 1767 года», СПБ, Тип.Департамента Уделов, 1850-1916, nlr.ru; В.А.Гуркин «Симбирсковедение», Ульяновск, 2009; статей Н.Гауз: «Симбирская неделя Екатерины Великой», «Наедине с Екатериной Великой» («Деловое обозрение» 2007-12, 2010-9).
Д.Г.Левицкий. Парадный портрет Екатерины II, 1787 г. Ульяновский областной художественный музей. Источник: art-catalog.ru.
Н.Ф.Некрасов. «Бюст императрицы Екатерины II», Симбирск, 1920-ые г.г. Из издания «Живопись и графика в Государственном архиве Ульяновской области», выпуск 1, ГАУО, 2014 г.
А.К.Беггров. «Галера «Тверь» 1767 года», 1879 г. Источник: ocean-media.su.
1) Макет галеры «Тверь» в музее «Градостроительство и архитектура Симбирска – Ульяновска». nevsed.ru;
2) Галера «Тверь» в Казанском адмиралтействе, конец 19 века (сгорела в 1956 г.). ucrazy.ru.
Волга в пределах Синбирского уезда. Фрагмент карты из «Географического описания р.Волги от Твери до Дмитревска для путешествия Ея Императорскаго Величества по оной реке», И.И.Стафенгаген, Императорская Академия наук, 1767.
Описание Синбирска из «Географического описания р.Волги от Твери до Дмитревска для путешествия Ея Императорскаго Величества по оной реке», И.И.Стафенгаген, Императорская Академия наук, 1767.
А.Е.Клименко. «Симбирск. Смоленский спуск». Смоленская церковь, построенная в 17 веке, стояла над пристанью, сооруженной к приезду Екатeрины II. С Волжской кручи синбирцы видели подплывшую эскадру императрицы.
Дом Пустынникова (Мясникова) в Симбирске, в котором останавливалась Екатерина II. 1) Первоначальный вид до пожара 1864 г. Чертеж 18 века. «Деловое обозрение» 2014-9. 2) На фотографии 1866 г. – после пожара, без крыши (между домом Бычковых и Троицкой церковью). «Деловое обозрение» 2015-11.
Симбирский кремль со Свято-Троицким собором (соборной Троицкой церковью), в котором побывала Екатерина II. Фрагмент гравюры М.И.Махаева по рисунку А.И.Свечина 1764 года.
Петропавловская церковь в Симбирске и кедр, по преданию посаженный Екатериной II. Источник: museum.sinbir.ru.
Владислав Ястребов
Спасибо!) Очень хороший и исчерпывающий материал. Единственное, с чем нельзя согласиться, так это с фразой “Упомянутая в журнале Саратовская дорога – нынешняя улица Гончарова”. В оригинале: «Пополудни в 7-м часу Ея Величество соизволила иметь выход, для прогуливания, по Саратовской дороге до 3-х верст…» (с. 207). Очевидно, что имеется в виду не “нынешняя” ул. Гончарова, а существовавшая тогда дорога “на Саратов” – Саратовская дорога (будущий Саратовский почтовый тракт (в нач. – сер. XIX вв. он начинался на юго-западной границе г. Симбирска тех лет – нынешнем перекрёстке ул. Третьего Интернационала и ул. 12-го Сентября (до 1918 г. – Сызранская ул.) и фактически являлся «южным» продолжением Каза́нского почтового тракта)). В пользу последней версии может служить и упомянутая в журнале фраза “до 3-х верст…” (т. е. ок. 3,2 км). А по данным, например, на 1898 г. длина Большой Саратовской ул. (ныне (с 1 января 1941 г.) ул. Гончарова) составляла ок. 1026 саженей (ок. 2 км 189 м), а длина современной ул. Гончарова – так и вообще ок. 1,7 км.). Расстояние же от Дома Пустынникова (ориентир – чуть юго-восточнее нынешнего дома Гончарова) до западной оконечности ул. Кирова примерно и составляет 3 с небольшим километра. За публикацию спасибо! )
Владислав Ястребов
Обложка “Журнала камер-фурьерского, 1767 года”.