Совместно с Центом организации дорожного движения Москвы ульяновские чиновники готовят комплексную схему передвижения общественного транспорта. Как нам рассказал первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Андрей Тюрин, в неё войдут “вопросы безопасности дорожного движения, схемы размещения парковочных пространств, организация дорожного движения с точки зрения снижения пробок, предложения по улучшению транспортных маршрутов в Ульяновске”. Совместно со столичными коллегами схему должны разработать до ноября-декабря.

А пока предлагаем посмотреть, как прошло внедрение новых транспортных схем в других регионах, и как прижились автобусы, которыми заменили маршрутки.

Волгоград 

В начале апреля мэрия Волгограда опубликовала новую транспортную схему, которая включает в себя работу опорных автобусных и вспомогательных маршрутов. 15 опорных маршрутов обслуживают около 250 низкопольных автобусов большой вместимости “ЛИАЗ”. Порядка 40 вспомогательных линий обслуживают 900 автобусов малой и средней вместимости, в том числе маршрутные такси. Проезд в них можно оплачивать при помощи транспортной карты «Волна», которая дает 10-процентную скидку; также маршрутки принимают все виды электронных проездных билетов. По словам волгоградских чиновников, “ускоренное введение новой транспортной схемы в Волгограде – не прихоть, а жёсткая необходимость, тесно связанная с международными стандартами транспортного обслуживания ФИФА для городов – участников игр ЧМ по футболу”.

Опыт поездки на автобусе в час пик волгоградские СМИ описали так:

“Из явных преимуществ – едет автобус плавно (насколько это возможно по волгоградским дорогам), удобные сидения и поручни, низкий пол при входе в салон и даже камеры наблюдения (не уверена, правда, что они работают, потому что обещанного кондиционера я так и не ощутила). Электронное табло в салоне показывает температуру за окном, в салоне, название конечного пункта следования, – все, кроме остановок. Водитель их также не озвучил. Поэтому мне, как человеку не местному, пришлось снова спрашивать пассажирку –соседку, где следует выйти, чтобы пересесть на 77-й.

Оценив черепашью скорость, с которой я ехала на первом автобусе, ко второму этапу пути решила подготовиться более основательно – пока шла свой пеший километр, купила воды и пирожок. Дорога предстояла долгая, а в таком пути можно успеть и подрасти.

К счастью, «семьдесят седьмой» ждала недолго – буквально 5 минут. Автобус из тех, что поступили в Волгоград в прошлом году. Почти новый и такой же полупустой. В салоне насчитала 25 пассажиров и кондуктора.

Оплатив все те же 15 рублей (цена все-таки радует), я плюхнулась на заднее сиденье”.

Казань 

Алгоритм перехода от маршруток к муниципальному общественному транспорту в Казани привел один из наших читателей в комментариях под статьей «Мы не отказываемся от московской идеи перехода на автобусы». Чиновники рассказали, насколько Ульяновск готов перенять столичный опыт по отказу от маршруток”. Цитируем:

“1. Было принято непопулярное для «газелистов» решение властей города, что дальше так нельзя.
2. Метшин (мэр) сказал: «Муниципальные автотранспортные предприятия — банкроты. Частники взяли только те маршруты, где есть прибыль. Они не хотят обслуживать городские поселки, «спальные» районы, малонаселенные улицы».
3. В 2006 году для разработки новой маршрутной сети власти Казани привлекли Санкт-Петербургский «НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры» и поставили ему СТРОГО оговорённые параметры проблемы.
4. Власти Казани приказали сделать так, чтобы избавиться от дублирующих маршрутов и увеличить пассажировместимость автобусов. В центре города перевозкой пассажиров занимается электротранспорт (по большей части).
5. Для новой схемы в приоритете были автобусы большой вместимости.
6. Параллельно велась работа по дорогам, остановкам, ремонту и тд, так как пускать автобусы не было смысла, если дороги хреновые.
7. Одновременно с этим начался масштабный ремонт дорог и обновление трамвайных и троллейбусных парков.
8. В Казани планировалось свести время ожидания транспорта к 3-7 минутам.
9. Запустили публичное при этом обсуждение, СМИ, ТВ + открыли горячую линию по телефону с жалобами и прочим
10. Вели всё это время переговоры с участниками рынка перевозок
11. Всё делали поэтапно
12. Сначала сделали транспорт, закупки автобусов (своих, кстати, НЕФАЗ, локализовали рынок) и только ПОТОМ электронные проездные, навигацию и прочее
13. Потом — «шлифовка» всей системы
14. Внедрение новой сети обошлось бюджету в 3 млрд рублей, из которых 3 млн рублей было потрачено на разработку проекта из Санкт-Петербурга (цены 2006-2008 годов)”.

Пример работы транспортного портала Казани:

Москва

Подготовка к реформе наземного транспорта в Москве началась в 2012 году. В апреле 2013 года в столице ввели мораторий на открытие новых коммерческих маршрутов. Согласно постановлению правительства Москвы, новые маршруты могли появляться только по распоряжению ГУП «Мосгортранс».

Реформа общественного транспорта в Москве началась с октября 2014 года. Тогда было принято решение выставить на аукционы 211 городских маршрутов, на обслуживание которых будут заключаться пятилетние контракты с частными перевозчиками. В апреле 2015 года были разыграны два контракта на три маршрута, победители выпустили на линии микроавтобусы Mercedes Sprinter и Peugeot Boxer. Осенью 2015 года  прошли конкурсы на оставшиеся маршруты, их выиграли шесть компаний.

С 15 августа 2016 года все московские автобусы перешли на единый способ оплаты проезда. Если раньше водители принадлежащих частным компаниям микроавтобусов принимали деньги прямо в салоне, то теперь они стали принимать единые и проездные билеты. Кроме того, теперь им запрещены остановки по требованию и отклонение от маршрутов. Автобусный парк частных извозчиков (208 коммерческих маршрутов) также изменился: на линию вышли три вида синих автобусов: большие — на 80–90 человек, средние — на 40–65 человек,  маленькие — на 20 пассажиров. Они должны быть оборудованы кондиционерами, системой отопления, видеорегистратором и камерой видеонаблюдения.

В столице переход с маршруток на автобусы и микроавтобусы положительно оценивает 3/4 жителей Москвы. Такие данные приводило агентство ТАСС в сентябре 2016 года.